Прошедший в Уфе саммит БРИКС стал ясным посланием странам Запада: современный мир не должен и не может быть однополярным – неприемлемо, когда одна страна навязывает остальным свое миропонимание и свои правила игры.

«Мы настаиваем, – говорится в итоговой декларации, – что международное право призвано играть роль инструмента для достижения международной справедливости, на основе принципов добросовестности и суверенного равенства».[1] В этой связи лидеры стран «пятерки» осудили практику применения «двойных стандартов» и подчинения интересов одних государств другим. Они высказались также против применения экономических санкций для достижения политических целей, приравняв их к односторонним военным интервенциям.

Выступая с критикой существующих реалий, страны БРИКС вместе с тем сформулировали и позитивную повестку дня. Центральное место здесь отводится финансовым вопросам и в первую очередь формированию новой архитектуры мировых финансов, которая отвечала бы требованиям справедливого и многополярного мира.

Летом 2014 г. в Форталезе (Бразилия) были приняты решения о создании финансовых институтов БРИКС – Пула условных валютных резервов и Нового банка развития. В Уфе эти решения были переведены в практическую плоскость.

В частности Центральными банками стран «пятерки» было подписано Операционное соглашение, в котором детализированы процедуры, регламентирующее условия взаимной поддержки в рамках Пула условных валютных резервов БРИКС. Цель функционирования Пула заключается во взаимном предоставлении денежных средств в случае возникновения проблем с краткосрочной ликвидностью. Таким образом, у стран БРИКС появился дополнительный страховочный механизм, направленный на поддержание финансовой стабильности в странах-участницах, к которому можно прибегнуть, не обращаясь за помощью к МВФ.

Принятые странами БРИКС в рамках Пула обязательства составляют для Китая – 41 млрд долл. США, Бразилии, Индии и Россия – по 18 млрд долл. США, ЮАР – 5 млрд долл. США. Общий объем Пула установлен в размере 100 млрд долл. США и уже сама величина резервируемых сумм должна оказать стабилизирующее влияние на рынки национальных валют стран БРИКС.

В таком же размере предусмотрен и максимальный капитал Нового банка развития (НБР), первое заседание Совета управляющих которого прошло на полях уфимского саммита. Первоначально в капитал банка будет внесено 10 млрд долл., по 2 млрд от каждой из стран-участниц. Кроме того банк сможет привлекать заемные средства с финансовых рынков, что расширит его возможности по кредитованию инфраструктурных проектов в странах БРИКС.

Предполагается, что уже в апреле 2016 г. НБР сможет выдать первый кредит. Для этих целей национальные банки развития должны подготовить свои предложения по инвестированию средств, выбрав наиболее значимые проекты. Одним из них может стать строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань, а в перспективе и ее продление до Пекина.

Главной задачей Нового банка развития, по крайней мере на первом этапе, станет демонстрация развивающимся странам возможности получения средств без привязки к институциональным реформам и проведения идеологически ангажированной экономической политики, что характерно для кредитов, предоставляемых группой Всемирного банка. Вполне закономерно в этой связи, что в кулуарах саммита формирование Нового банка развития зачастую обсуждалось в контексте возможности его участия в финансовой помощи Греции, которая оказалась в тяжелой ситуации по милости международных кредиторов.

Впрочем, пока НБР сосредоточится исключительно на проектах своих учредителей. Не исключено, что в дальнейшем в состав его акционеров войдут и другие участники (при этом доля стран-учредителей должна составлять не менее 55%) и тогда Новый банк развития получит возможность способствовать устойчивому экономическому росту и других развивающихся государств.

Помимо создания новых финансовых институтов страны БРИКС зафиксировали в итоговой декларации наличие потенциала для отказа от доллара во взаимной торговле и расширения практики взаиморасчетов в национальных валютах. Лидеры «пятерки» поручили соответствующим государственным органам своих стран продолжить работу по этим направлениям. Обсуждалось также сотрудничество в сфере создания собственных международных платежных систем, а также систем передачи информации (по типу SWIFT).

Важным итогом саммита стало принятие подготовленной по инициативе России Стратегии экономического партнерства БРИКС, в которой содержатся предложения по сотрудничеству не только в сфере финансов, но и других отраслях экономики. Обращает на себя внимание согласованная в Стратегии готовность стран БРИКС создавать условия для более эффективного взаимного доступа на национальные рынки сельскохозяйственной продукции, в том числе за счет устранения экспортных субсидий и значительного снижения уровня внутренней поддержки, создающей препятствия для торговли. Предполагается также заключение соглашений, фиксирующих соответствующие договоренности стран БРИКС.[2]

Вопросы поддержки национального сельского хозяйства и доступа на эти рынки являются ключевыми для завершения Дохийского раунда переговоров в рамках ВТО. В свое время эти переговоры зашли в тупик, главным образом из-за нежелания США и Евросоюза идти на уступки развивающимся странам. Промежуточные успехи, достигнутые в декабре 2013 г. в ходе министерской конференции ВТО на Бали (Индонезия), лишь в незначительной части затрагивали вопросы сельскохозяйственных рынков. Тем самым и в этом вопросе БРИКС демонстрирует возможности, которые открываются в рамках подлинно равноправного сотрудничества.

Кроме того, страны БРИКС намерены расширять сотрудничество в области энергетики. Новой сферой интеграции участников объединения может стать развитие электронной торговли. В рамках «пятерки» предполагается запустить механизм по совместному исследованию проблем конкуренции и унификации правил антимонопольного регулирования. Таким образом, уфимский саммит БРИКС стал новым этапом в развитии объединения, которое играет все более активную роль в формировании международной повестки дня.


[1] VII саммит БРИКС. Уфимская декларация. (Уфа, Российская Федерация, 9 июля 2015 года), с. 4. URL: http://brics2015.ru/documents/ (дата обращения 13.07.2015).

[2] Стратегия экономического партнерства БРИКС, с. 18 URL: http://brics2015.ru/documents/ (дата обращения 13.07.2015).