Шеломенцев А.Г., д.э.н., проф.,
Берг Д.Б., д.ф.-м.н., проф.,
Дорошенко С.В., д.э.н.

Понятие «непризнанность государства» имеет достаточно широкое политическое и юридическое толкование, однако в нашем исследовании оно рассматривается с экономической точки зрения, а именно – как определенный этап эволюции национальной экономики, который в течение своего развития проходят многие страны. С целью анализа особенностей и перспектив становления платежных систем непризнанных республик нами были проанализированы основные тенденции развития государственных образований на территории постсоветского пространства: Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Республика, Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика. Все они находятся на разных стадиях признаниях другими государствами, уровнях развития государственных институтов, финансовых систем и экономического потенциала.

Все республики с точки зрения уровня развития финансовых систем были разбиты на три основные группы.

К первой можно отнести государства, образовавшиеся в период принудительной дезинтеграции Советского Союза 1991-1992 гг.: Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Осетия. В качестве особенностей их развития нами выделены: сравнительно высокие (по сравнению с другими государствами на постсоветском пространстве) темпы экономического развития (5-15%), которые отчасти обеспечивались финансовой поддержкой со стороны «дружественных» государств; при заявленной независимости достаточно четко выраженный вектор экономической и политической интеграции этих республик с другими странами, что дополнительно усиливается финансовыми и политическими ожиданиями, а также соображениями региональной безопасности; активное развитие их финансовых систем и платежных инструментов в рамках контактов с другими республиками на постсоветском пространстве.

Вторая группа представлена Южной Осетией, которая заявила о своей независимости в 1991 году (как страны, отнесенные к первой группе), а после военного конфликта с Грузией в 2008 г. активизировала действия по дальнейшему сближению с Россией. Сегодня она постепенно встраивается в экономическое пространство России, активно развивая финансовые отношения в банковской сфере с Абхазией, ДНР и ЛНР.  При этом ее декларируемая «независимость» на практике осталась лишь политическим инструментом, используемым в системе международных отношений.

К третьей группе можно отнести Донецкую и Луганскую народные республики, заявившие о своей независимости в 2014 г. после государственного переворота на Украине.  Они находятся на самой ранней стадии модернизации своих государственных и финансовых институтов, происходящей на фоне продолжающихся военных действий, разрыва традиционных хозяйственных связей и экономической блокады со стороны Украины и миграции местного населения. При этом с апреля 2014 года по настоящее время, по нашему мнению, можно выделить следующие основные этапы становления экономических институтов этих государственных образований.

На первом этапе экономической дезинтеграции – с момента образования республик до сентября 2014 года, произошел «программируемый» разрыв ранее существовавших и исторически сложившихся финансовых и экономических связей между ДНР и ЛНР, с одной стороны, и государственными и финансовыми институтами Украины – с другой.

На втором этапе институционализации – с начала октября 2014 года по март 2015 года – были заложены основы новой финансовой системы республик в условиях непризнанности, включая налоговую и банковскую системы, систему статистического наблюдения, учета государственной собственности, финансовой отчетности субъектов предпринимательской деятельности и т.п. В этот период в основном произошла стабилизация деструктивных процессов в экономиках территорий и была преодолена нижняя точка падения.

На третьем этапе финансовой реабилитации – с весны 2015 по настоящее время, формируются новые платежные системы ЛНР и ДНР, технологически связанные с другими независимыми республиками и Россией, вводятся мультивалютные финансовые системы и т.п. Наблюдаются процессы восстановления разрушенного военными действиями экономического потенциала, хозяйственных связей преимущественно в направлении России и других стран на постсоветском пространстве, выстраивается новая система государственного регулирования по аналогии с российской. В частности, функционирование органов исполнительной власти постепенно переводится на реализацию государственных программ.

Таким образом, основные усилия органов власти этих республик в финансовой сфере с апреля 2014 годы были направлены на последовательное решение следующих ключевых задач: во-первых, построении новой налоговой системы, включая учет налогоплательщиков и объектов налогообложения и т.п.; во-вторых, реформирование бюджетной системы на уровне республик и их территорий; в-третьих, обеспечение денежного обращения на территории Республики; в-четвертых, восстановление банковской системы.

Таким образом, как показывает практика, заявленная «независимость» новых государств не является основной ценностью их международной или финансовой политики. Они постепенно выбирают одну модель, а именно встраивания в финансовые и политические системы признаваемых международным сообществом стран, имеющих с ними общие национально-культурные или исторические корни, обеспечивающие рост их экономики и национальную безопасность.

При этом масштабная финансовая поддержка непризнанных государств требует развития соответствующих эффективных финансовых институтов и внедрения современных платежных систем, что обеспечивает легализацию доходов и импортируемого капитала, сокращение теневого сектора экономики и коррупции. В этих процессах внедрение современных платежных систем занимает ключевое место, так как без их эффективного функционирования становится невозможной организация устойчивого денежного обращения на территории республик.

Однако, в условиях международной изоляции и экономической блокады со стороны соседних стран и мирового сообщества эта задача многократно осложняется, а потому ее решение состоит не столько в создании собственных дорогих финансовых технологий и платежных инструментов, сколько в заимствовании их у других стран или «подключении» к их финансовой инфраструктуре. В условиях экономической изоляции республик, дефрагментации их экономического пространства и отсутствия эффективно работающей национальной платежной системы особую актуальность приобретает мобилизация капитала в экономику и обеспечение расчетов в условиях острого дефицита денежной массы на уровне отдельных территорий.

Решение этой проблемы связано, во-первых, с использованием локальных платежных систем на основе альтернативных средств расчетов (АСР) для обслуживания операций обмена, не выходящих за пределы конкретных территорий (поселка, города, района и др.). Под АСР понимается специальное платежный инструмент, выполняющий наряду с национальной валютой функции меры стоимости, платежа и обмена в рамках локальной экономической системы на добровольной основе. При этом введение АСР традиционно является инициативой местного сообщества (муниципалитета), которое стремится защитить свои экономические интересы и решить накопившиеся социальные проблемы. Альтернативные средства расчетов могут быть различны: по источнику эмиссии, составу обеспечения, знаку и величине процентной ставки, территории хождения, условиям конвертации в национальную валюту и др.

Во-вторых, с использованием кооперации и различных форм коллективного финансирования. Кооперация между участниками хозяйственной деятельности, как показывает практика, наиболее эффективна в рамках отдельных территорий как форма самоорганизации населения в решении общих социально-значимых задач, достигала своего максимума в кризисные периоды. Особый интерес в этом плане имеют различные виды потребительской кооперации. Кроме того, в условиях отсутствия внешних источников заимствования в целях привлечения средств населения представляет интерес создание кредитных потребительских кооперативов, под которым понимается  добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (Федеральный закон № 190-ФЗ от 18 июля 2009 года «О кредитной кооперации»).

Таким образом дальнейшее развития финансовых систем ДЛР и ДНР будет зависеть, с одной стороны, от решений, принимаемых в этой сфере их органами власти, в том числе в направлении их дальнейшей финансовой и политической интеграции; с другой – от «инициативы снизу», то есть населения, органов местного самоуправления, предпринимателей в части развития различных видов локальных платежных систем, альтернативных средств расчета, а также форм коллективного финансирования.