Визит председателя КНР Си Цзиньпина в США в сентябре 2015 года был примечателен тем, что китайский руководитель с трибуны Генеральной ассамблеи ООН объявил о так называемой «новой» внешней политике Китая, отражающей, по его словам,  «политику крупного государства с китайской спецификой». Одновременно  прозвучало и предложение главам государств и правительств перейти к международным отношениям «нового типа», «в основании которых должны находиться сотрудничество и взаимный выигрыш».  В Пекине особо подчеркнули, что  «именно Китай первым из государств мира выступил с подобным предложением». «Новизна» же здесь заключается, главным образом,  в акцентах, которые китайская сторона  предлагает расставлять  в  осуществлении внешнеполитической деятельности и некоторых предложенных инициативах Пекина.

Так,  КНР, согласно «новой политике»,  твердо берет ориентир на выстраивание с другими государствами партнерских отношений на основе равенства и взаимного уважения, исходя из понимания того, что  «только совместное развитие является истинным развитием».  Принцип суверенитета, в трактовке Си Цзиньпина,  должен не только исключать агрессию и вмешательство во внутренние дела другого государства, но и «поддерживать право любого государства самостоятельно выбирать свой общественный строй,  а его практика социально-экономического развития  должна  пользоваться уважительным отношением со стороны внешних партнеров».

Китай подтверждает  свою решительную поддержку многополярности и отвергает «однополюсность» в структуре глобальных отношений, ориентируясь при этом в своих связях с партнерами на так называемый «выигрыш», причем выигрыш, в трактовке китайцев, может быть «двусторонним, многосторонним и общим». Идея Пекина заключается в том, чтобы в итоге выстроить некие «глобальные партнерские отношения», в которых межгосударственные консультации должны стать «важным способом управления современными международными делами». На этой основе Пекин призывает к гармоничному «соразвитию и взаимообогащению  разных цивилизаций, в отношениях между которыми должен быть диалог, а не бойкот, обмен ценностями, а не их подмена».

Немаловажными являются предложения Китая и в области безопасности. Их суть заключается в участии всех стран в формировании безопасной внешней среды, отвечающей интересам их благополучия и устойчивого развития. Си Цзиньпин заявил, что в условиях экономической глобализации вопросы безопасности всех  государств  тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, и «сегодня не существует страны, которая могла бы в одиночку обеспечить свою полную безопасность или гарантировать собственную стабильность за счет нестабильности другого государства».

Развивая эту мысль, китайский лидер  сделал упор на необходимость последовательного повышения роли ООН и Совета Безопасности в вопросах обеспечении мира, для чего предложил,  наряду с усилением политико-дипломатического направления в деятельности организации, укрепить ее силовую компоненту. В связи с этим, Си Цзиньпин объявил о решении Китая на десятилетний период учредить так называемый  «фонд мира и развития Китай – ООН», выделив на нужды Организации Объединенных Наций один  миллиард долларов.[1]  Кроме этого, Китай решил присоединиться к «новому механизму сил ООН по защите мира» и создать специальное воинское формирование в количестве 8 тысяч человек, которое при необходимости может быть использовано  в миротворческих целях по линии ООН.

В дополнение к этому, Китай в течение пяти лет выделит Организации африканских государств   100 млн долл  в качестве поддержки  регулярных войск африканских государств и сил быстрого реагирования для их   применения в кризисных ситуациях. Столь пристальный интерес Пекина к африканскому континенту, видимо, не в последнюю очередь объясняется стремлением обезопасить рынки, трудовые ресурсы и капиталы, особенно с учетом планируемого их существенного увеличения   в африканских государствах.

В этой связи, на наш взгляд, являлись бы желательными пояснения  китайской стороны относительно ее прежних заявлений, сделанных в Шанхае на Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии в мае 2014 года. Там, в частности, говорилось  о том, что «азиатские дела и проблемы безопасности должны решаться азиатами». Видимо, следует понимать, что данный подход получил в Нью-Йорке новое развитие, допускающее  как активное участие Китая во  внерегиональных делах,  так и участие  других государств  в решении азиатских проблем, включая тему безопасности. Вероятность такого предположения косвенно подтверждают итоги состоявшихся в США сентябрьских китайско-американских переговоров.

В ходе мероприятий в рамках сессии генассамблеи Си Цзиньпин также объявил  и о некоторых других инициативах. В частности, о создании «фонда поддержки  Юг-Юг», об увеличении инвестиций в наименее развитые страны, об освобождении слабо развитых  стран от уплаты оставшегося до конца 2015 года долга по беспроцентным кредитам Китая.

Оригинальной представляется  декларация о стремлении к таким общим «перспективам развития, которые  содержат открытость, инновации и гуманистические отношения». Китайский лидер констатировал, что «с помощью рынка, лишенного морали, трудно добиться  процветания в мировом развитии». И с этим трудно не согласиться. По его образному выражению, необходимо «грамотно использовать видимую руку и невидимую руку», добиваться эффективного сочетания деятельности рынка и правительства. Иными словами, государственные структуры должны в необходимых случаях обеспечивать стабильность в обществе и справедливость в вопросах распределения, регулируя и сдерживая рынок.

Следует   сказать, что такой подход пока приносит Китаю  желаемый результат, позволяя в целом удачно продвигать свои экономические интересы, в том числе в кризисные периоды.  Однако все же нельзя исключать, что у внешних наблюдателей может возникнуть вопрос  о реальности  упомянутого Си Цзиньпином «сочетания морали и рынка» в международной «рыночной игре», где речь идет о больших деньгах и «выигрыше». Как правило, в  такой обстановке «мораль отдыхает». И все-таки в любом случае нельзя не признать, что высказанные оценки, инициативы и упомянутая  декларация выглядят как  удачный ход  Пекина с позиций «мягкой силы».

В целом китайские эксперты рассматривают содержательную часть выступления и сделанные Си Цзиньпином предложения на 70-й сессии генассамблеи ООН как «обновление  взглядов Китая на международный порядок, привнесение новых идей и перспектив в развитие современных международных отношений».

Как известно, участие Си Цзиньпина в работе  сессии Генеральной ассамблеи ООН совпало с его государственным визитом в США. По словам китайского министра иностранных дел Ван И, прошедшие в ходе госвизита  переговоры Си Цзиньпина с Б.Обамой «подняли на новую высоту отношения нового типа между Соединенными Штатами  и Китаем как крупными государствами». А по  признанию американского президента, «в XXI веке американо-китайское сотрудничество оказывает самое сильное влияние на ход мирового развития».

Вечером 22 сентября с.г., т.е. в день прибытия Си Цизньпина в США,  состоялась так называемая  «встреча  без галстуков» в узком формате,  которую Си Цзиньпин назвал «осенней беседой в Белом доме». На ней оба лидера подтвердили  курс на углубление  стратегических контактов между странами.  На следующий день  после девятичасового общения китайский и американский руководители согласились «правильно учитывать  стратегические планы сторон, непрерывно наращивать  взаимное стратегическое доверие,  не допускать стратегических ошибок в понимании и действиях».[2] Возможно, поддержка Пекином (уже после визита Си  в США) руководимого из Вашингтона Транс-Тихоокеанского партнерства также явилась результатом одной из договоренностей, достигнутых в ходе сентябрьского саммита.[3]

Стороны обсудили вопросы «активного взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе и согласились развивать  сотрудничество в Африке», а также  согласовывать планы по ядерным программам Ирана и Северной Кореи. Была достигнута договоренность относительно ускоренной подготовки двустороннего соглашения по инвестициям, расширению сотрудничества в области источников энергии, науки и техники, авиации, инфраструктурного строительства, сельского хозяйства и здравоохранения. Особо обсуждалась тема поощрения инновационного сотрудничества  между регионами и предприятиями, которые должны «непрерывно увеличивать «пирог совместного выигрыша». На этих переговорах Китай и США решили учредить «двусторонний механизм регулярного диалога по экономическим вопросам», а также приняли совместное заявление по вопросам противодействия  изменению климата. Последнему документу китайская сторона уделила особое внимание в своих комментариях.

В целом, по словам Си Цзиньпина,  двусторонние отношения будут и дальше наполняться конкретикой по пяти основным направлениям: регулярные обмены на высоком уровне; деловое сотрудничество; тесные гуманитарные связи; углубление диалога и  взаимодействие в Азиатско-Тихоокеанском регионе; совместное реагирование на глобальные и региональные вызовы.

Что касается весьма болезненных для китайско-американских отношений вопросов кибербезопасности  и ситуации в Южно-Китайском море, то, как отметил Ван И,  по ним стороны пришли к согласию  решать  проблемы, «взявшись за руки» и  «превращая точки расхождения в точки сотрудничества».

В то же время вызывает некоторое удивление,  что в выступлении председателя Си Цзиньпина  отсутствует оценка острой  ситуации на Ближнем Востоке, той опасности, которую несет экспансия ИГИЛ, а также тех внешних сил,  по сути, способствующих  разрастанию военного пожара в регионе. Между тем, исламские экстремисты  уже  открыто предъявляют территориальные претензии в китайском Синьцзяне, где не затухает террористическая активность  сепаратистов. К тому же, не исключено, что ИГИЛ способно инициировать активность террористических групп и в других районах Китая.

Поэтому сегодня, как никогда, совершенно очевидна необходимость  активного подключения всех государств к международной «антитеррористической коалиции» в целях формирования «равной и неделимой безопасности не для избранных, а для всех».[4]

[1] Си Цзиньпин. Взявшись за руки строить новое партнерство, предусматривающее сотрудничество и общую выгоду, в единстве создавать общую судьбу человечества. (Xieshou goujian hezuo gongying xin huopan tongxin dazao renlei mingyun gongtongti)./ Жэньминь жибао, 29.09.2015.

[2] Ван И. Самые сильные звуки эпохи мирного развития, сотрудничества и общего выигрыша. (zouxiang heping fazhan, hezuo gongying de shidai zuiqiangyin). Жэньминь жибао, 30.09.2015

[3] China cautiously welcomes Trans-Pacific free trade deal. / http://www.bbc.com/news/world-asia-34451326

[4] Путин В.В. Выступление на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Нью-Йорк. 28 сентября 2015 года./ http://www.kremlin.ru/events/president/news/50385