Несмотря на декларируемые цели защиты традиционной семьи, норм морали и христианской нравственности, первые дни работы Синода продемонстрировали разнообразную палитру мнений католического епископата относительно проблемных вопросов, вынесенных на повестку дня, в частности отношения РКЦ к теме однополых браков. Казалось бы, давно решенный[1] и вполне очевидный вопрос о несовместимости гомосексуализма и однополых союзов с христианским вероучением стал предметом дискуссий и споров между консервативным и либеральным лагерем внутри РКЦ.

Еще до начала работы Синода было ясно, что вопрос возможного признания однополых браков Католической церковью имеет все шансы стать камнем преткновения в ходе работы епископского совещания. Слишком много лиц – начиная от либерально-настроенных епископов до политических элит ряда западных держав заинтересованы в пересмотре традиционного взгляда РКЦ по вопросам семьи и брака. За несколько дней до старта Синода было устроено несколько провокаций. Накануне епископского совещания католический священник польского происхождения Кржиштоф Харамша, заявил о своей нетрадиционной ориентации и о своем выходе из РКЦ. Пикантность ситуации состояла в том, что Харамша был не рядовым священником, а работал в самом сердце РКЦ – Конгрегации доктрины веры[2]. Примечательно, что Конгрегацию возглавляет кардинал Мюллер, один из активных представителей консервативного крыла в Ватикане. Очевидно, что «coming out» сотрудника Римской Курии накануне данного съезда католических епископов должен был стать сигналом к активным действиям «голубого лобби» в РКЦ. Несмотря на попытки функционеров Курии преподнести громкий уход священника как его сугубо личную проблему[3], сам Харамша на созванной им пресс-конференции призвал Папу пересмотреть католический взгляд на проблему гомосексуализма, а также заявил о намерении повлиять на ход работы Синода[4]. Напомним, что дискуссии о наличии «голубого лобби» в Ватикане разгорелись с особой остротой после избрания папой Франциска I, однако вскоре сошли на нет.

Параллельно состоялась еще одна провокация. 3 октября 2015 г. в Риме прошла конференция «Ways of Love», организованная ЛГБТ-движением. В ней было разрекламировано участие католического епископа Хосе Лопеса из Мексики и троих священников-иезуитов[5].

Ровно год назад, в октябре 2014 г., Папа Франциск уже созывал Третий Чрезвычайный Синод для обсуждения наболевших вопросов по семейной тематике. Тогда Синод вызвал критику со стороны консервативно-настроенного католического епископата. Епископы, придерживающиеся традиционных взглядов, обвинили Папу в намерении подвергнуть ревизии католическое учение о семье и браке. Год назад Синоду не хватило всего несколько голосов для утверждения резолюции о необходимости проявления уважения и деликатности к гомосексуалистам и недопустимости дискриминации по отношению к ним.

В первые дни заседаний нынешнего Синода ряд епископов успели поднять вопросы о пересмотре учения о браке и изменении отношения к однополым союзам. Реформаторы призывают недопустить «вырождения церкви в секту и сохранить диалог с миром»[6].

Сама организация работы Синода подтверждает особую заинтересованность «голубого лобби» в принятии нужного ему решения. Согласно регламенту участники Синода разбиты по языковому принципу на 13 малых групп для обсуждения составленного ранее рабочего документа (Instrumentum Laboris), который является проектом итоговой резолюции Синода. Данный проект вызвал критику ряда епископов, 13 из которых составили письменный протест на имя Папы на предмет грубого несоответствия некоторых положений документа католическому вероучению. Епископы справедливо возмутились попыткой провести заведомо неприемлемые для учения РКЦ положения. А подобный сценарий вполне реализуем, особенно с учетом того, что модераторами некоторых групп назначены сторонники ЛГБТ-движения. Поскольку, именно модераторы имеют влияние на ход развития и принятие итогового решения[7].

Наиболее активную позицию в плане либерализации учения о браке занимает Конференция католических епископов Германии, которая настаивает на дальнейшей эволюции церковного учения по вопросам «сексуальной морали»[8]. Более того, глава немецкой Конференции, кардинал Рейнхард Маркс, отстаивает самостоятельность своей Конференции от Рима в вопросах проповеди и пастырства в рамках своего культурного контекста. Маркс отметил, что не собирается ожидать указаний Синода относительно «форм пастырской опеки», а епископы Германии будут следовать своей принятой программе попечения о браке и семье независимо от решений Синода[9]. Подобное заявление, сразу вызвавшее критику официальных представителей Католической церкви[10], в принципе ставит под вопрос легитимность данного совещания и создает предпосылки для раскола внутри РКЦ. Вполне возможно, что либеральная партия станет продвигать «немецкий вариант» решения «голубого вопроса» – одобрения если не «браков», то гражданских союзов.

Папе Франциску приходится лавировать между двумя партиями: с одной стороны он публично говорит о семье как о союзе мужчины и женщины, с другой – избегает однозначного осуждения гомосексуализма, чем, по сути, готовит почву для победы либералов.

Открывая Синод, Папа заявил, что «союз мужчины и женщины – основа Божьего промысла о спасении человека, о семье и браке»[11]. Однако, в связи с показательными усилиями Папы утвердить незыблемость семейного католического учения, внешний прессинг на главу Ватикана усиливается. Уже после начала синодальных заседаний СМИ стали тиражировать информацию о поддержке Франциском чилийского епископа Хуана Барроса, ставшего еще весной 2015 г. фигурантом гей-скандала[12]. Именно от позиции Папы во многом будет зависеть исход Синода.

Есть основания полагать, что это далеко не последний информационный вброс, направленный на дискредитацию Папы и высшего епископата РКЦ. Напомним, что сразу после окончания сентябрьского тура Понтифика по США, во время которого Франциск отметился рядом просемейных деклараций[13], американский президент Б. Обама заявил, что все попытки христиан противодействовать «навязыванию гомосексуализма как нормы не увенчаются успехом»[14]. Очевидно, что давление на консервативное крыло в РКЦ с целью добиться принятия «правильного решения» будет только усиливаться.

Возможно, мы становимся свидетелями разрушения традиционного католического учения о браке, в связи с чем возникает вопрос – можно ли будет в дальнейшем Русской Православной Церкви продолжать рассматривать Римско-Католическую церковь в качестве своего союзника в отстаивании традиционных ценности на мировой арене?

[1] Официальная позиция РКЦ относительно проблемы гомосексуализма до недавнего времени сводилась к декларации уважительного отношения к человеку данной ориентации, что, однако, не означает одобрения однополых отношений или союзов. А само явления гомосексуализма рассматривалось в качестве девиантного поведения // Consideration regarding proposals to give legal recognition to unions between homosexuals persons (http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_20030731_homosexual-unions_en.html)

[2] Конгрегация доктрины веры является главной из девяти Конгрегаций РКЦ. Основная задача Конгрегации, которая своими корнями нисходит к Инквизиции, состоит в охране и продвижении веры и морали во всем католическом мире. Власть Конгрегации – сугубо догматическая и распространяется на католические университеты, монашеские ордена, католических политиков и т.д. Примечательно, что помимо прочего, одной из задач данного ведомства является расследование сексуальных преступлений священников против несовершеннолетних. При Бенедикте XVI Конгрегация активно критиковала легализацию однополых барков.

[3] Riccardi: “Let us not shroud Francis in stereotypes” // http://vaticaninsider.lastampa.it/en/the-vatican/detail/articolo/sinodo-famiglia-43799/

[4] Gay Vatican official who ‘came out’ may influence Synod in a way he didn’t expect—or want // https://www.lifesitenews.com/opinion/gay-vatican-official-who-came-out-may-influence-synod-in-a-way-he-didnt-exp

[5] Известно, что Хосе Лопес оказывал поддержку миссии в поддержку однополых браков, а также возглавлял две НПО, которые добивались легализации абортов в Мексике (Ahead of the Synod, LGBT Activists Lobby Bishops — and Here’s Their Wish List // http://www.ncregister.com/daily-news/ahead-of-the-synod-lgbt-activists-lobby-bishops-and-heres-their-wish-list/)

[6] Pope says ministry to divorced, remarried is not only topic for synod // http://cnstopstories.com/2015/10/06/pope-says-ministry-to-divorced-remarried-is-not-only-topic-for-synod/

[7] Так, модератором одной из англоязычных групп является кардинал Винсент Николз, архиепископ Вестминстерский, который публично одобряет и поддерживает деятельность группы лгбт-католиков графства Вестминстер ((Cardinal who supports LGBT radicals is moderator of English-speaking Synod group // http://voiceofthefamily.com/cardinal-who-supports-lgbt-radicals-will-moderate-english-speaking-synod-group/).).

[8] The Vocation and Mission of the Family in the Church and Contemporary World // http://www.dbk.de/fileadmin/redaktion/diverse_downloads/dossiers_2015/2015-Synode-Lineamenta2015-Antworten-engl.pdf#page=1&zoom=page-fit,-589,851

[9] A crisis in the German church? Synod questionnaire would suggest so // http://www.catholicnewsagency.com/news/a-crisis-in-the-german-church-synod-questionnaire-would-suggest-so-37331/

[10] Глава Конгрегации вероучения кардинал Мюллер назвал идеи Р. Маркса антикатолическими, подрывающими «уважение к Соборности и Церкви».

[11] As Synod Starts, Pope Affirms Marriage Between a Man and a Woman Is the Foundation of the Family // http://www.ncregister.com/daily-news/as-family-synod-starts-pope-francis-affirms-marriage-between-a-man-and-a-wo/

[12] Francis defends bishop accused of concealing sex abuse // http://ncronline.org/news/accountability/francis-defends-bishop-accused-concealing-sex-abuse

[13] Во время VII Всемирной встрече семей в Филадельфии Франциск заявил, что «семья, то есть плодотворный союз мужчины и женщины, – это ответ на великий вызов нашего мира…»

[14] Обама: “Права гомосексуалистов” важнее религиозных свобод // http://regions.ru/news/2561462/