Уважаемый господин президент Европейской Комиссии, Жан-Клод Юнкер, обращаюсь к Вам в качестве гражданина Европейского Союза, спикера организации по борьбе за мир «Хартия 2015», а также от имени интеллигенции Словацкой Республики и большинства граждан Европейского Союза с призывом немедленно отменить экономические санкций против Российской Федерации.

Взаимная демонстрация возможностей ЕС и Российской Федерации противостоять введенным друг против друга санкциям не приведет к победе какой-либо из сторон, и сегодня совершенно очевидно, что взаимные санкции наносят вред, как России, так и ЕС. Большинство представителей европейской общественности убеждено, что санкции Европейского союза не заставили и не смогут заставить Россию подчиниться чужим интересам. Более того, европейская общественность никогда не ассоциировала себя с этими интересами, считает их незаконными и неевропейскими, поскольку связывает их, скорее, с риторикой о том, что «Россия отобрала слишком большую территорию и ресурсы», чем со стремлением к «демократизации и освобождению Украины», во главе которой уже в течение двух десятилетий стоит законно избранное в результате демократических выборов правительство. Европейская общественность считает санкции против России существенным фактором наращивания напряженности между ЕС и Российской Федерацией, что, в свою очередь, может послужить импульсом к новому мировому военному конфликту, и вновь на территории Европы.

Уважаемый господин Президент. Экономика всегда являлась сильным аргументом в определении отношений как внутри государств, так и на международном уровне. Она может быть как инструментом для достижения стабильности и мира, но также может быть использована для развязывания войны. Историческое решение о совместной эксплуатации угольных месторождений стабилизировало мир между Германией и Францией и послужило основой создания общеевропейского дома. И, наоборот, стремление завладеть природными и человеческими ресурсами России стало одной из главных причин начала Второй мировой войны, которая обошлась Европе потерей десятков миллионов жизней, на десятилетия уничтожила перспективу стать мировым экономическим лидером, а посредством кредитов на восстановление сделала ее подневольной чужим интересам.

Совершенно очевидно, что в основу санкций Европейского союза, направленных на решение собственных геополитических интересов в отношении сырьевых ресурсов России, заложен принцип демпинга цен на нефть из третьих стран, длительность периода действия которого с каждым днем увеличивает риск непосильности обязательства ЕС перед своими поставщиками. Европейская общественность опасается, что структура этого обязательства может подорвать ее финансовую основу, что могло бы увеличить влияние внешних, неевропейских геополитических интересов. Именно их считает значительная часть европейской общественности истинным катализатором развязывания конфликта на Украине и последующих антироссийских санкций.

Всегда полезно при оценке влияния разных мер использовать соответствующие исторические параллели. В случае с Россией такой паралелью я считаю ее исключительную способность в случае опасности мобилизовывать все свои доступные ресурсы и силы. Как известно, нападение Гитлера на Россию не вызвало ожидаемого эффекта коллапса «гиганта на глиняных ногах». Наоборот, Россия в течение 3 месяцев смогла переместить практически всю свою военную промышленность за Урал и увеличить объемы ее производства. То же самое происходит и в случае с санкциями. Вопреки ожиданиям, указанные санкции только мотивировали Россию ускорить происходящие в последние 10 лет быстрые и значительные изменения. В первую очередь надо отметить, что Россия снова располагает одной из самых мощных армий в мире, технологическое оснащение которой позволяет ей принимать решения по ассиметричному ведению войны. Россияне, вопреки ожиданиям, достигли роста конкурентоспособности национальной продукции, а также роста экспорта и значительных изменений в его структуре. Примером этому может послужить развитие аграрного сектора. Если сравнить ситуацию, которая была 10 лет тому назад, когда Россия импортировала более половины продовольственных товаров, то в прошлом году объем российского экспорта продовольствия в стоимостном выражении достиг почти 20 миллиардов долларов США, что на одну четверть больше, чем доходы от продажи оружия, или около одной третьи доходов от экспорта газа. Рост промышленного производства и колебание курса национальной валюты были стабилизированы, снизился уровень инфляции, существенно сократился отток капитала. Россияне добились устойчивого роста доходов и социального обеспечения населения, значительных результатов в сфере образования, демографического роста, наметилась тенденция увеличения продолжительности жизни, а также в результате перехода на страховую систему и иных системных мероприятий улучшился уровень медицинского обслуживания населения. Повысилось доверие населения к проводимым реформам, семьи хотят иметь и воспитывать детей, верят в будущее, поверили в собственную страну и рассчитывают на поддержку государства.

России это придает такое ускорение, о котором Европейский Союз не может уже даже мечтать, одновременно исключая ее из категории так называемых «режимных стран». Полемизировать на эту тему можно до бесконечности, но фактом остается то, что центр тяжести мировых ресурсов, рынка труда, производства, технологий, а вследствие этого и центр тяжести экономики, военной силы, а в последнее время даже финансов сместился на Восток. Можно все это, конечно, игнорировать и продолжить наносить ущерб Европейскому Союзу. А можно, принимая во внимание эти факторы, стремиться реализовать необходимые структурные изменения в политике и экономике ЕС, которые смогли бы помочь адаптироваться к условиям новой парадигмы. Европейский Союз – это не США, где эффективность экономики зависит от доминирования в мире, а поэтому имеет возможность быть более гибким. И мог бы использовать это, если бы под влиянием чужих интересов не дал вовлечь себя в конфликт с Россией, в котором, учитывая, в том числе, и влиятельных союзников России, находится в невыгодной ситуации. Очевидно, что санкции вынуждают Россию заключать новые союзы, которые, в конечном итоге, окончательно переориентируют Россию из Европы в Азию. Россия строит общее экономическое пространство со свободным передвижением капитала, товаров и рабочей силы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Россия достигла соглашения о взаимодействии между ЕАЭС и Китаем в области реализации китайской инициативы создания Экономического пояса «Шелкового пути», с ШОС, реализует зону свободной торговли с Вьетнамом, программу сотрудничества между Россией и АСЕАН. Необходимо учесть, что все эти государства составляют почти одну треть общемировой экономики по паритету покупательной способности.

Россия является самодостаточной страной, и экономическая изоляция в долгосрочной перспективе для России гораздо менее болезненна, чем для ЕС. Этот ненужный и обременительный конфликт, который мы добровольно ведем с Россией, только углубляет более серьезные конфликты, которые мы не выбираем, но вынуждены их решать, причем уровень опасности этих конфликтов постоянно возрастает. Санкциями мы блокируем экономические возможности решения этих конфликтов и отвергаем сильного потенциального союзника, особенно там, где Россия продемонстрировала готовность военного сотрудничества, в частности, в случае с Сирией.

Уважаемый господин Президент, Европейский Союз был создан как общий дом наций, объединенных на основе совместной веры в возможность мирного сосуществования и экономически выгодного сотрудничества. Это одновременно является и залогом его дальнейшего сохранения, что в нынешней ситуации кризиса семейных ценностей, миграционного кризиса, демографического спада, экономических и десятка других проблем, которым пытается противостоять ЕС, будет сделать совсем нелегко.

Мир – это не только в интересах одной стороны, и конечно не только в интересах России, хотя сейчас именно Россия несет на своих плечах основное бремя по его сохранению. Европейцы не хотят умирать в искусственно созданном конфликте на неизвестном фронте во имя корыстных интересов, которые не имеют ничего общего с нашими интересами. Поэтому я прошу Вас при принятии решений о дальнейших шагах ЕС обратить внимание и на эту точку зрения. Это мнение общественности, которая смотрит на Вас с доверием, ведь только на нем можно построить наше общее будущее.

С уважением
Кошице, 19 января 2016 г.
MUDr. Андрей Янцо, с.р.

Для сведения:
Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации