Фоторепортаж

Заместитель руководителя Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра РИСИ, доктор исторических наук А.Л.Вассоевич презентовал участникам конференции книгу, изданную при участии РИСИ в петербургском издательстве «Аврора», «Военный дневник Тани Вассоевич 22 июня 1941 — 1 июня 1945». Это издание дневниковых записей ленинградской школьницы, Т.Н.Вассоевич, сделанных во время блокады. Представляя собравшимся эту книгу, А.Л.Вассоевич подчеркнул особую важность подобных исторических источников, так как с уходом из жизни ветеранов Великой Отечественной войны мы теряем непосредственную связь с той эпохой. Поддерживать ее позволяют такие документы, как «Дневник Тани Вассоевич».

Затем с приветственным словом обратился депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по науке и наукоёмким технологиям М.В.Дегтярёв. Он отметил высокую значимость поставленной в название конференции темы и пожелал успеха ее работе. М.В.Дегтярёв подчеркнул, что такие мероприятия, как проводимая конференция, не дают превратить Великую Отечественную войну в мертвый официоз и пафос, за которыми не видно подлинного подвига отдельного человека.

В приветственном слове и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова также отмечалась особая важность темы, обозначенной в названии конференции. В 1941-1945 гг. Россия (Советский Союз) сокрушила одну из самых страшных сил зла, когда-либо существовавших на земле.

Научную часть конференции открыл доклад начальника сектора анализа и оценок Центра гуманитарных исследований РИСИ, кандидата исторических наук П.В.Мультатули «Вклад русской православной цивилизации в великую Победу 1945 г.». Автор отметил, что в духовном смысле Великая Отечественная война не является обособленным, исключительным событием нашей истории, хотя она и была самой кровопролитной и тяжелой ее страницей. Она неразделимо связана со всем героическим прошлым нашей Родины. В годы Великой Отечественной войны перед лицом смертельной опасности Сталин был вынужден обратиться к ценностям сокрушенной, сломленной, оклеветанной, но так и не уничтоженной Русской Православной цивилизации, которая помимо людского потенциала оставила огромное научно-техническое, военное и материальное наследие. Войну выиграла армия, практически одетая в царскую форму, благословляемая Святейшим Патриархом, вдохновляемая «образом наших великих предков». Великая Отечественная война, подчеркнул докладчик, является великим самоотвержением, великой жертвенностью и великим героизмом нашего народа. Павшие в ней исполнили великую Божью заповедь: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя». Но сегодня, склоняясь перед народным подвигом, мы должны помнить и ту страшную цену, какой была оплачена Победа.

С тех же позиций выступил председатель отдела религиозного образования и катехизации Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви, кандидат богословия архимандрит Вениамин (Лабутин), доклад которого назывался «Великая Отечественная война как столкновение цивилизаций». Выступавший подчеркнул, что в годы Великой Отечественной войны столкнулись не марксистско-ленинская идеология с нацистской, а Русская Православная цивилизация и богоборческий национал-социализм. Несмотря на чудовищные гонения и репрессии, вера оставалась жить в русском народе, и в годы войны стала основой народного сопротивления. Национал-социализм, наоборот, означал торжество неоязычества, которое восторжествовало не только в германском народе, но и в большей части Европы. Во многом именно этим, по мнению докладчика, объясняется триумфальное шествие Гитлера по Европе. Победа 1945 года означала спасение мира от нового нацистского мирового порядка, который нес в себе смерть духовную и физическую.

Этой же проблеме было посвящено выступление научного сотрудника РИСИ, известного специалиста по истории нацизма и его преступлений К.А.Залесского «Русофобские корни национал-социализма и политика геноцида». Автор подчеркнул, что нацистские утверждения о «крестовом походе против большевизма», о «борьбе с марксизмом» являлись лишь пропагандой, призванной скрыть планы уничтожения русского народа (включая украинцев и белорусов) и России как государства. Гитлер, подчеркнул Залесский, изначально рассматривал именно Россию, а не большевизм как своего смертельного врага, о чем откровенно говорили нацистские главари, начиная войну против Советского Союза. Русофобская идеология нацистов, обернулось прямым геноцидом на оккупированных территориях.

Доклад ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, доктора исторических наук А.А.Кострюкова был посвящен теме «Идеология Русской Зарубежной Церкви во Второй мировой войне: правда и вымыслы». Выступавший остановился на весьма нелегком положении РПЦЗ, приходы которой находились в основном на территориях, оккупированных германскими войсками. Если вначале некоторые иерархи связывали с нападением Гитлера свои надежды на скорое освобождение Церкви от гнета большевиков, то вскоре они поняли, что нацисты не менее опасны для Православия, чем большевики. Кроме того, среди иерархов РПЦЗ всегда были архиереи, например, владыка Серафим (Соболев), резко отрицательно относившиеся к нацистам, всегда молившиеся за дарование победы русскому оружию. В связи с этим докладчик подчеркнул, что отношение к позиции РПЗ в годы войны не должно быть однобоким и однозначным.

Ярким и интересным был доклад директора Центра информационных и социологических программ Фонда исторической перспективы А.А.Музафарова «Наследие Российской Империи в войне 1941 – 1945 гг. Демографический аспект». Используя богатый иллюстративный материал, на ярких примерах из области демографии, военных сводок, мемуарных источников, докладчик убедительно доказал, что большой вклад в победу 1945 года внес задел, который был сделан Императорской Россией эпохи последнего царствования в самых различных областях жизни страны. Великую Отечественную войну, подчеркнул А.А.Музафаров, в основном выиграли поколения 1894-1905 гг. рождения, воспитанные на исконных русских ценностях. Большинство из них не подлежали мобилизации как «классово чуждый» элемент. Таким образом, на 1941 год. страна лишалась сотен тысяч высококлассных военных профессионалов, бывших офицеров, унтер-офицеров и солдат Императорской армии, прошедших фронты Первой мировой войны. Огромные потери 1941-1942 гг. были в немалой степени вызваны именно нехваткой таких специалистов. Ситуация стала во многом меняться после того, как на фронт стали призывать представителей этих старших поколений. Вот почему на фотографиях победного 1945 года можно нередко видеть солдат и офицеров, у которых советские награды сочетаются с Георгиевскими крестами и медалями.

Директор Института евразийских исследований (Италия) Андреа Джаннотти выступил на конференции с докладом «70-летие великой Победы: история и политика. Некоторые размышления». Докладчик говорил об огромном вкладе Советского Союза в деле разгрома нацизма, о той великой жертве, что принес советский народ во имя мира. А.Джаннотти заявил, что сегодня нацизм вновь поднимает голову, что мы видим на примере Украины, представители правящего режима которой открыто исповедуют неонацистские идеи и нацистскую практику, уничтожая мирное население в Донецке и Луганске.

Выступление французского военного историка, доктора истории, полковника Ф.Гюльтона было посвящёно теме: «Французские военные традиции в России на примере эскадрильи «Нормандия-Неман». Докладчик поднял важнейший вопрос о том, что побудило французских летчиков, многие из которых были представителями аристократических родов Франции, отправиться из Алжира в далекий СССР, чтобы биться с немцами? По мнению Ф.Гюльтона, это было вызвано особым пониманием этих людей священным характером той войны, что вел русский народ против нацистов. У этих летчиков было развито представление о священной, христианской душе Франции, которой нацизм нес смерть. Французы понимали, что только Россия может спасти их родину от этой гибели.

Муфтий Таврического муфтията Руслан Саитвалиев (Крым) в своем докладе «Вклад крымских татар в победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» поднял важнейшую, особенно сегодня, тему. Докладчик на конкретных примерах рассказал о большом вкладе, который внесли крымские татары в победу над нацистской Германией, перечислил имена Героев Советского Союза из числа крымских татар, других героев, сложивших свои головы за общую Родину. Долгие годы во времена советской власти эти факты были преданы забвению. Сегодня враги России спекулируют на трагедии крымских татар, пытаются использовать их против мира и порядка в Крыму. Поэтому освещение этой темы особенно актуально сегодня, заявил Руслан Саитвалиев.

Член Высшего совета движения «Русофилы Болгарии» Д.Малинов (Болгария) выступил с интересным докладом о сложном, трагическом положении Болгарии в годы Второй мировой войны. Несмотря на то, что правительство царя Бориса III находилось в союзе с нацистской Германией, оно не пошло на войну с СССР. Тем не менее, после нападения рейха на Советский Союз многие болгары уходили в горы и вели партизанскую войну с правительственными войсками, будучи уверенными, что таким образом они помогают России. Докладчик рассказал о совестных боевых действиях советских и болгарских войск в 1944 г. по отражению немецкого удара в районе озера Балатон. По завершении доклада Д.Малинова Л.П.Решетников заметил, что пора раз и навсегда опровергнуть распространённый миф о том, что Болгария воевала против нас во Второй мировой войне. Наоборот, отметил, Л.П.Решетников, советские солдаты вместе с болгарами воевали плечом к плечу на заключительных этапах Великой Отечественной.

Член организации «Сербский код» Н.Девич (Сербия) выступил на конференции с докладом «Сербия во Второй мировой войне». Он рассказал, о страшной странице сербской истории — германской оккупации, к которой прибавилась еще и гражданская война между монархистами генерала Д.Михайловича и партизанами-коммунистами И. Тито. Н.Девич отметил, что большой вклад «четников» в борьбу с немецкими оккупантами во время диктатуры Тито был предан забвению, сотни «четников» были расстреляны и репрессированы.

Председатель правления Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки, руководитель отдела политики «Ленты.ру» М.И.Чернов (Москва) выступил с докладом «Роль еврейской исторической традиции в борьбе с нацистами и коллаборантами в Великой Отечественной войне». Докладчик подчеркнул, что нацисты несли еврейскому народу только одно — смерть. Если у других народов СССР в случае победы нацистского рейха были хоть какие-то шансы остаться в живых на уровне рабов, то евреев кроме тотального уничтожения не ждало ничего. В условиях Великой Отечественной войны евреи, как и все другие народы СССР, проявили себя как патриоты своей Родины. Значительное количество офицеров и бойцов евреев хорошо проявили себя в сухопутных войсках во время боёв. Об этом свидетельствует список Героев Советского Союза, среди которых евреи занимают второе место после русских. К сожалению, заявил М.И.Чернов, сегодня многие евреи на Украине, поддерживая киевский режим, начинают забывать, что такое нацизм. Такая забывчивость чрезвычайно опасна.

Профессор Челябинского государственного университета, доктор исторических наук В.А.Кузнецов в своем докладе «Воспитание на патриотических и боевых традициях как фактор героизма и отваги народов Южного Урала в Великой Отечественной войне» особо остановился на традиционном воспитании Уральского казачества, которое сыграло важную роль в годы Великой Отечественной войны. Докладчик согласился с А.А.Музафаровым, заявив, что решающие битвы Великой Отечественной были выиграны в основном представителями старшего поколения русского народа.

Главный куратор проекта «Моя история» (выставки «Романовы», «Рюриковичи») А.Л.Мясников (Санкт-Петербург) высказал мысль, что и тема, и выступления конференции имеют чрезвычайно важное значение для современной молодёжи, которая сегодня часто исторически полностью безграмотна. Материалы конференции, по мнению А.Л.Мясникова должны быть как можно шире популяризированы, а многие положения войти в школьный учебник истории.

Профессор филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Севастополе, капитан 1-го ранга Черноморского флота России, доктор политических наук С.А.Усов в выступлении «Героико-патриотические традиции Севастополя и Черноморского флота как фактор сплочения севастопольцев в период «Крымской весны» рассказал, как историческая память о Великой Отечественной войне помогала жителям Севастополя противостоять попыткам украинских властей в 1992-2014 гг. уничтожить российскую идентичность. В течение 22 лет празднование Дня Победы становилось в Севастополе демонстрацией единства крымчан с Россией. Память о Великой Победе помогла состояться бескровной «Крымской весне».

Доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО-Университета МИД России, кандидат исторических наук А.Ю.Сидоров (Москва) в докладе «Значение духовно-нравственных факторов в победе в Великой Отечественной войне» обозначил главные причины, по которым наша страна победила в этой страшной войне: беззаветная любовь к Отчизне, христианская жертвенность и духовная связь со всей предшествующей русской историей. В основе идеологии нашего народа лежала вера не в коммунистические идеалы, а в идеалы Святой Руси.

Те же положения содержались и в докладе сотрудника НИ ИрГТУ, кандидата исторических наук А.В.Ермакова (Иркутск) «Духовная взаимосвязь Первой мировой и Великой Отечественной войн в документах Русской Православной Церкви».

В заключительном слове директор РИСИ Л.П.Решетников высоко оценил выступления на конференции и подчеркнул, что они позволили еще ярче осознать суть священного подвига наших отцов и дедов. Они отстояли возможность для России существовать как стране и цивилизации. Если бы не их жертвенный подвиг, то сегодняшнее духовное возрождение России, Русского мира были бы невозможными, так как возрождать его просто было бы некому.