Как отметил в своем докладе заместитель директора Восточного института-Школы региональных и международных исследований ДВФУ А.Л. Лукин, в настоящее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдаются противоречивые процессы, связанные с неопределённым характером американо-китайских отношений. «Война аббревиатур», сопровождающаяся обилием всевозможных созданных и планируемых многосторонних форматов сотрудничества, не перетекает в системное противоборство. Например, семь участников американоцентричного Транстихоокеанского партнёрства участвуют также в переговорах по вхождению во Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство, организующееся по инициативе КНР. По мнению А.Лукина, основные процессы сегодня происходят все же на пространстве континентальной Евразии, где постепенно складывается «пятерка» ключевых игроков – России, Китая, Индии, Пакистана и Ирана, при этом основа организационной структуры нового формата сотрудничества может быть создана на базе ШОС.

Заведующий научной лабораторией международных институтов и многостороннего сотрудничества ДВФУ С.В. Севастьянов в своём докладе указал на то, что сегодня значительную часть повестки международного сотрудничества в АТР формируют малые и средние государства. Особое внимание при этом уделяется поискам ответов на нетрадиционные вызовы безопасности. Опасность же военных конфликтов по большому счету обсуждается только США и некоторыми их союзниками. В целом в Восточной Азии сегодня сложилась ситуация, когда всемерное развитие экономического сотрудничества в различных форматах, рост объемов товарооборота и инвестиций делает цену возможного конфликта между любыми из региональных государств слишком высокой.

На замечание представителей студенческой общественности, что в АТР не хватает многостороннего механизма по разрешению конфликтов и территориальных споров эксперты указали на чрезмерность разного рода организаций в регионе с пересекающейся или вовсе неясной компетенцией. Ключевые государства региона по-прежнему предпочитают решать подобные вопросы на двусторонней основе, исключая вмешательство третьей стороны.

В выступлении профессора кафедры мировой экономики ДВФУ Т.Г. Хузиятова была затронута чрезвычайно актуальная тема создания трехсторонней зоны свободной торговли между Китаем, Японией и Республикой Корея. Торговый оборот этих стран превышает 700 млрд дол. в год, что составляет до 20% всей мировой торговли. С июня нынешнего года начало действовать соглашение о беспошлинной торговле между КНР и РК, что создало прецедент для формирования и более универсального режима. По мнению учёного, наличие китайско-японских и корейско-японских разногласий не останавливает развитие связей между представителями бизнеса. Более того, КНР, пострадавшая от сжатия североамериканского и западноевропейского рынков, нуждается в притоке инвестиций и технологий, что создает обширное поле для сотрудничества даже в сложных политических условиях.

Участники круглого стола подчеркнули, что через некоторое время  зона свободной торговли между Китаем, Японией и Республикой Корея может превратиться в полноценное региональное сообщество, которое изменит архитектуру глобальной безопасности. Однако для этого всем трём государствам следует оставить националистскую риторику и перейти к урегулированию конкретных хозяйственных вопросов.

Руководитель научных программ регионального Центра РИСИ А.В. Губин остановился на проблемах и перспективах участия России в многосторонних форматах сотрудничества в АТР. По его словам, долгое время в нашей стране не было внятной стратегии для региона, однако сегодня интеграция в Азиатско-Тихоокеанский регион – один из центральных приоритетов внешней политики. Более того, сотрудничество с государствами и организациями АТР рассматривается как важная часть государственной задачи по развитию регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири, а также формирования Евразийского Экономического Союза. Россия, имея в своём активе несколько реализованных  многосторонних проектов с рядом ведущих государств региона, вполне может претендовать на место «интегратора» по крайней мере на пространстве Северо-Восточной Азии.

Участники круглого стола отметили  желательность продолжения Россией внеблоковой политики в АТР как способствующей отказу от конфронтации. В регионе сложилась уникальная ситуация, когда выгоды от экономического взаимодействия способны пересилить любые политические противоречия, и здесь для Москвы открываются значительные возможности и в роли непосредственного участника ряда экономических инициатив (например, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций), и авторитетного посредника (например, в установлении межкорейского диалога).