В работе круглого стола приняли участие представители Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при Комитете Госдумы РФ по транспорту, Совета по таможенной политике ТПП РФ, Российских железных дорог, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, высших образовательных учреждений страны, учёные Российской академии наук, руководители, эксперты компаний и исследовательских центров, осуществляющих разработку современных технологий для транспортных систем.

Во вступительном слове заместитель директора РИСИ – руководитель ЦЭИ И.В.Прокофьев подчеркнул особое значение транспортного и транзитного потенциала для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, что обусловлено её геостратегическим положением, позволяющим не только соединить макроэкономические центры Востока и Запада, но и обеспечить необходимые условия для расширения сотрудничества между странами евразийского континента.

Как отметили участники круглого стола, Россия ещё в прошлом веке начала реализацию глобального проекта по созданию северного транзитного сухопутного моста между Азией и Европой, который обладает значительными конкурентными преимуществами по сравнению с действующими южными морскими коридорами. Основной северного маршрута остаётся Транссибирская магистраль. Объёмы перевозок, в том числе и транзитных, по магистрали растут. Вместе с тем, существует и комплекс проблем, который снижает конкурентные преимущества железнодорожного маршрута, включая явные недоработки в реализации программ модернизации Транссиба и БАМа, в том числе завышение смет и нецелевое использование средств.

В приветственном слове заместитель председателя Координационного совета по оптимизации перемещения внешнеторговых грузопотоков при Комитете Государственной Думы по транспорту Ю.Ф.Азаров отметил рост конкуренции на рынке трансграничных транспортно-логистических услуг. Борьба за транзитные потоки идёт как между компаниями, так и на уровне транспортных систем отдельных государств, а также в рамках формирования и реализации межгосударственных проектов. Поэтому отечественным транспортно-логистическим компаниям приходится выдерживать достаточно жёсткую конкуренцию не только с морскими перевозчиками, но и с операторами, которые используют транспортные коридоры отдельных стран Центральной Азии и Южного Кавказа для обслуживания транзитных грузопотоков между Китаем и ЕС.

От ЦЭИ РИСИ в работе круглого стола принимали участие заместитель руководителя Центра экономических исследований – начальник сектора конъюнктуры мировых рынков А.А.Никулин , ведущий научный сотрудник О.Н.Ларин, старший научный сотрудник К.Е.Каратаева, которые в своих докладах остановились на актуальных задачах развития транспортной инфраструктуры и транзитного потенциала России и её партнёров по ЕАЭС в контексте активного формирования новых маршрутов перемещения грузопотоков в направлениях Восток – Запад и Север – Юг.

Обсудив основные экономические и геополитические аспекты современных транспортных инициатив Китая на пространстве Большой Евразии в целом, и интересы стран-членов ЕАЭС, государств Центральной Азии, Закавказья, а также Ближнего Востока (Иран), участники круглого стола отметили высокую заинтересованность большой группы стран в присоединении к глобальной инициативе КНР, как по линии привлечения инвестиций в национальные проекты модернизации транспортных систем и выхода на региональный и глобальный рынок транзита, так и для формирования объединённой системы транспортно-логистических услуг стран Экономического союза в контексте сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.

Вместе с тем, выступающие отмечали, что необходимым условием эффективного сопряжения ЕАЭС и ЭПШП является заинтересованность союзных государств в интеграции национальных транспортных систем, прежде всего в рамках самого Союза, в том числе на основе единства технико-технологических требований, сближения нормативно-правовой базы и тарифного регулирования, создания единых организационно-экономических моделей управления магистральными сетями, подвижным составом, логистическими центрами и прочими элементами, которые присущи глобальным цепям поставок. При этом крайне важно переформатировать вопрос участия стран ЕАЭС в формировании нового «Шёлкового пути» и других транслогистических проектах на пространстве Евразии не как отдельных государств, а под эгидой Евразийского экономического союза.

В этом контексте, по мнению участников, в сопряжения программ развития стран ЕАЭС с китайском проектом ЭПШП возрастает координирующая роль Евразийской экономической комиссии. Одновременно отмечалась значимость совершенствования и внедрения методик оценки эффектов от объединения Евразийских транспортных систем, использование которых позволит принимать более обоснованные решения по модернизации объектов транспортной инфраструктуры и их интеграции. При этом России следует обратить особое внимание сертификации передовых отечественных технических и технологических решений и оборудования по европейским стандартам для продвижения их на региональный и международный рынки.

Необходимым условием интеграции Евразийских транспортных систем является внедрение современных средств информационного взаимодействия, навигационного обеспечения и автоматизации для построения эффективной системы управления перевозками, транспортными узлами и коридорами, а в последующем – единой транспортной инфраструктурой. Соответствующие информационно-управленческие технологии разработаны в России, они не имеют аналогов в мире и были реализованы при построении системы управления грузовой и пассажирской логистикой Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 году, где продемонстрировали свою высокую эффективность.

По мнению участников круглого стола, навигационно-информационные управляющие системы транспортного комплекса и межведомственного информационного взаимодействия имеют крайне важное значение для повышения эффективности трансграничных переходов Россия – Китай, а также при создании системы информационного, телекоммуникационного и навигационного обеспечения транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации (ЕЗИС ТКА).

При этом, отмечалась важность восстановления объёмов перевозок и повышения роли России в организации и формировании высокоширотного транспортного коридора на базе Северного морского пути, как для организации контейнерных перевозок между европейской частью страны и регионами Крайнего Севера и Дальнего Востока, так и в качестве альтернативы сухопутным трансконтинентальным маршрутам и действующим южным морским коридорам.

Оргкомитет круглого стола искренне благодарит всех участников мероприятия и приглашает экспертов к дальнейшему сотрудничеству в целях решения имеющихся проблем в развитии транспорта как стратегического сектора экономики России и интеграции транспортных систем на Евразийском экономическом пространстве.