Южно-Китайское море (ЮКМ) стало предметом активной международной дискуссии после решения Международного арбитражного суда в Гааге, который в июле 2016 г. принял постановление в пользу Филиппин по иску против КНР о нарушении суверенитета. Предметом обращения в суд стало строительство Китаем искусственных островов в ЮКМ, вылов рыбы в зоне экономических интересов Филиппин и предъявление территориальных претензий на основании карт, составленных в Китае в 40-е гг. XX в.

Китай не признал решения Гаагского суда. Позицию Пекина поддержали более 60 стран, в том числе Россия. Главной причиной этому стало то, что решение было принято без представления позиции Китая, что ставит под вопрос справедливость вынесенного решения. Комментируя позицию России по непринятию решения Гаагского арбитража, Президент России В.В. Путин отметил: «Любые третейские разбирательства должны быть инициированы спорящими сторонами, а арбитражный суд должен выслушивать аргументы и позиции спорящих сторон».

Проведение круглого стола по вопросу Южно-Китайского моря отражает интерес к территориальному спору со стороны российского экспертного сообщества. Необходимость обсуждения данного вопроса продиктована в первую очередь ростом напряженности в районе ЮКМ, а также вовлечением в спор посторонних государств, что крайне нежелательно в сложившейся ситуации.

В ходе круглого стола были представлены доклады и мнения относительно способов мирного урегулирования территориального конфликта, были рассмотрены правовые основания территориальных претензий разных стран и дана оценка перспектив урегулирования спора мирным путем.

Эксперты подчеркнули необходимость мирного урегулирования конфликта. В частности, М.С. Зеленкова в своем докладе «Российско-вьетнамские отношения и влияние на них нерешенных территориальных споров в ЮКМ» отметила, что «справедливое и приемлемое для всех решение может быть найдено только самими участниками спора, если они будут искать выход в политическом диалоге, остерегаясь вмешательства посторонних сил и любого рода провокационных действий».

Действительно, вмешательство в этот конфликт внешних стран, в первую очередь США, влечет за собой формирование коалиций, эскалацию напряженности, «увязание» в этом конфликте всех участвующих в его решении сторон, а также препятствует его мирному урегулированию и угрожает стабильности и безопасности в регионе.