Российский институт стратегических исследований

Шишков Андрей Сергеевич

Шишков Андрей Сергеевич

ведущий эксперт

кандидат исторических наук

ЕС–МЕРКОСУР: трудности создания общей зоны свободной торговли

13 сентября, выступая на сессии Европарламента с ежегодной речью о положении дел в ЕС, глава Еврокомиссии У. фон дер Ляйен в очередной раз заявила о необходимости прийти к соглашению с МЕРКОСУР по вопросу создания зоны свободной торговли до конца 2023 г. Хотя в 2019 г. после двадцатилетних переговоров Евросоюз и МЕРКОСУР согласовали текст договора, спустя 4 года он все еще не ратифицирован. Это связано с тем, что между сторонами сохраняется ряд принципиальных противоречий, и многие влиятельные игроки в ЕС и МЕРКОСУР выступают против соглашения в его нынешнем виде.

В марте 2023 г. Брюссель неожиданно выступил с предложением принять отдельный протокол к договору с МЕРКОСУР, предусматривающий дополнительные меры по защите окружающей среды. Помимо прочего, он содержит нормы, позволяющие устанавливать запрет на ввоз южноамериканских сельскохозяйственных товаров в ЕС, если они произведены с нарушениями экологических стандартов, например, на территориях, пострадавших от нелегальной вырубки тропических лесов. При этом Евросоюз претендует на то, чтобы самостоятельно осуществлять мониторинг ситуации в странах МЕРКОСУР, в первую очередь в Амазонии, и вводить различные односторонние рестрикции.

Подобная постановка вопроса вызвала крайне негативную реакцию у некоторых членов южноамериканского блока. Так, президент Бразилии Л. да Силва заявил о том, что выдвинутые Брюсселем требования являются неприемлемыми и назвал политику Евросоюза «зеленым неоколониализмом», который под предлогом защиты окружающей среды вводит торговые барьеры для развивающихся стран. Его поддержал избранный президент Парагвая, лидер консервативной партии «Колорадо» С. Пенья, поставивший под сомнение желание ЕС заключить договор о свободной торговле. В странах МЕРКСОСУР многие полагают, что европейцы используют экологическую повестку как предлог в целях защиты своих фермеров от конкуренции со стороны южноамериканских производителей, поставляющих более дешевую продукцию.  

Среди европейских государств наибольшее сопротивление договор о свободной торговле с МЕРКОСУР встречает во Франции. Президент Э.  Макрон считает, что члены этого объединения должны полностью соблюдать все положения Парижского соглашения о климате, а также соответствовать фитосанитарным и экологическим стандартам Евросоюза и только в этом случае Елисейский дворец поддержит соглашение. Разделяет эту точку зрения и французский парламент: в июне 2023 г. подавляющее большинство депутатов Национальной ассамблеи приняло резолюцию против подписания договора c МЕРКОСУР.   

В свою очередь руководство Бразилии во главе с Л. да Силвой резко критикует те положения договора с ЕС, которые касаются госзакупок. Они предполагают предоставление европейским компаниям права участвовать в тендерах стран МЕРКОСУР наравне с местными компаниям. Это, по мнению Л. да Силвы, может нанести серьезный ущерб бразильским фирмам и лишить правительство возможности стимулировать национальное производство посредством инструмента госзакупок, особенно в сфере промышленности, развивать которую намерен действующий президент Бразилии. Хотя согласованный в 2019 г. текст договор предусматривает ряд исключений, их может оказаться недостаточно для защиты интересов бразильских производителей. В связи с этим Л. да Силва предлагает начать обсуждение этого вопроса с Евросоюзом, однако для этого ему нужно заручиться поддержкой других членов МЕРКОСУР.

Усложнить процесс ратификации соглашения ЕС-МЕРКОСУР может также предстоящая смена власти в Аргентине, где в октябре 2023 г. должны пройти президентские выборы. Один из фаворитов предвыборной гонки, Х. Милей, получивший наибольшее число голосов избирателей на первичных выборах, обещает «ликвидировать» МЕРКОСУР, так как, по его мнению, этот блок является «дефективным» таможенным союзом, действующим в интересах неконкурентоспособных секторов экономики. Хотя ни одна страна не имеет полномочий самостоятельно распустить МЕРКОСУР, Аргентина, в случае победы Милея, может выйти из этого интеграционного объединения. В свою очередь кандидат от правящей коалиции и министр экономики Аргентины С. Масса полагает, что, поскольку у стран ЕС слишком разные интересы и некоторые из них продолжат активно защищать свой рынок от южноамериканской сельскохозяйственной продукции, МЕРКОСУР следует начать постепенно продвигаться к заключению отдельных соглашений с членами Евросоюза.

Тем не менее, несмотря на отмеченные выше сложности и противоречия, нельзя исключать того, что стороны все-таки сумеют найти компромиссные решения. В текущих геополитических условиях Европейский союз стремится нарастить свое влияние в Латинской Америке, в том числе в торгово-инвестиционной сфере. ЕС крайне заинтересован в диверсификации своих цепочек поставок и расширении доступа к полезным ископаемым южноамериканских стран, особенно к тем, которые необходимы для  энергоперехода. Нельзя забывать и про амбиции Евросоюза: в Брюсселе рассчитывают, что соглашение с МЕРКОСУР приведет к стратегическому альянсу между двумя регионами и укрепит позиции ЕС в Глобальном Юге.  Не случайно после окончания саммита ЕС-СЕЛАК президент Бразилии Л. да Силва отметил, что за долгие годы политической карьеры ему редко доводилось видеть такой огромный интерес европейских государств к латиноамериканскому региону. Он предположил, что это, возможно, вызвано наращиванием инвестиций КНР в Латинской Америке, украинским конфликтом, соперничеством США и Китая и рядом других обстоятельств.   

Представляется, что у членов МЕРКОСУР также есть определенные стимулы попытаться прийти к компромиссу с Брюсселем. Помимо получения расширенного доступа к европейскому рынку, ратификация соглашения может привести к масштабному притоку инвестиций из Евросоюза, в которых нуждаются страны Южного конуса. Кроме того, провал переговоров способен вызвать дезинтеграционные процессы внутри самого МЕРКОСУР и выходу из него Уругвая. Президент Уругвая Л. Лакалье критикует протекционистский, с его точки зрения, характер МЕРКОСУР и выступает за смягчение правил блока, предусматривающих заключение лишь коллективных торговых соглашений с внешними партнерами. Нынешнее уругвайское правительство хочет добиться либерализации внешней торговли, полагая, что без этого дальнейший серьезный рост национальной экономики невозможен. В связи с этим существует вероятность того, что в случае отсутствия прогресса в переговорном процессе между ЕС и МЕРКОСУР Уругвай перейдет к заключению односторонних договоренностей, в первую очередь с Китаем, что потенциально может привести к исключению Монтевидео из Южноамериканского общего рынка. 

Таким образом, ЕС и МЕРКОСУР, по всей видимости, вступают в решающую стадию переговорного процесса, исход которого при любом сценарии окажет серьезное влияние на их дальнейшие взаимоотношения. В середине сентября члены МЕРКОСУР представили совместный ответ на требования европейцев в климатической сфере и в ближайшее время стороны перейдут к детальному обсуждению этой сложной проблемы. При этом ключевое значение в данном вопросе будет иметь позиция Бразилии, поскольку она может в наибольшей степени пострадать от предлагаемых европейцами экологических нормативов.