Российский институт стратегических исследований

О политике НАТО в Грузии


Североатлантический союз проводит последовательный курс на сближение с Грузией не прерванный даже после августовских событий 2008 года. Можно констатировать, что по-прежнему Тбилиси является наиболее активным партнером альянса на Кавказе, а интеграция в структуры НАТО – приоритетная цель грузинской внешней политики.


Вместе с тем, Североатлантический союз так до сих пор и не дал объективной оценки агрессивным действиям грузинского режима Саакашвили, развязавшего в августе 2008 г. войну против Южной Осетии. Более того, складывается впечатление, что Запад пытается переложить если не всю, то большую часть ответственности за прошлогодние события на Кавказе на Россию.


Со своей стороны НАТО вносит лишь некоторые коррективы в свою политику по отношению к Грузии. Так, сегодня уже речь не идет о конкретных сроках предоставления этой кавказской стране членства в альянсе. Тем не менее, на последнем саммите Североатлантического союза, состоявшемся в апреле этого года в Страсбурге и Кельне, было еще раз подтверждено заявление, сделанное годом ранее в Бухаресте, что Украина и Грузия станут членами НАТО. Однако можно с уверенностью говорить о том, что решение о членстве отложено на неопределенный срок, и теперь партнерские отношения между альянсом и Грузией будут развиваться в рамках Комиссии НАТО – Грузия.


В декларации саммита НАТО 2009 г. было четко заявлено, что за прошедший год отношения между Североатлантическим союзом и Грузией существенно углубились. А члены альянса, "как и прежде, привержены делу способствования политического диалога с Грузией, а также оказанию ей содействия". Более того, союзники по НАТО вновь заявили о свое непрерывной поддержке территориальной целостности и суверенитета Грузии в пределах международно признанных границ этой страны.


По сути, такое послание натовцев Тбилиси поощряет грузинское руководство и дальше добиваться контроля над Южной Осетией и Абхазией всеми возможными мерами.


В этой связи особое беспокойство вызывает военная помощь США и НАТО оказываемая в настоящее время Грузии. Так, практически сразу после прекращения военных действий в 2008 г. Европейское командование ВС США (Евроком) направило в Грузию специальные группы экспертов с целью провести оценку состояния ее вооруженных сил. По заявлению командующего Еврокомом генерала Бенца Крэддока, сделанным им в марте 2009 г. его командование будет и впредь помогать Грузии стать сильным партнером в соответствии с политикой правительства США.


Проведенная американскими военными экспертами оценка состояния вооруженных сил Грузии после августовской войны 2008 года с Россией помогла определить приоритеты в сфере военно-технического оснащения грузинской армии. В свою очередь, заместитель председателя объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Джеймс Картрайт заявил 30 марта 2009 г., что Соединенные Штаты приступят к подготовке грузинских военных для "обороны рубежей страны". Это заявление стало одним из самых конкретных на данный момент указаний на то, как именно США планируют помочь Грузии в осуществлении послевоенного реформирования грузинских вооруженных сил.


Мы начнем с подготовки кадров, – объявил Картрайт на пресс-конференции в Тбилиси в 2009 году. – Это сердцевина и основа всей деятельности. Сама подготовка будет нацелена на обеспечение обороны Грузии, ее внутренней обороны. Мы будем активно работать над совершенствованием уровня подготовки, необходимого для выполнения подобного рода задач, и будем также сотрудничать в сфере необходимого военно-технического оснащения". В контексте натовской военной помощи Грузии следует рассматривать и проведение в этой стране с 6 мая по 1 июня военных учений НАТО Cooperative Longbow 09/Cooperative Lancer 09. Эти учения проводятся несмотря позицию России, которая назвала провокацией проведение учений в стране, которая в прошлом году участвовала в боевых действиях в Южной Осетии. Натовские стратеги не прислушались к словам президента РФ Д. А. Медведева о том, что подобные военные учения НАТО в Грузии "создадут напряженность, которая, кстати, в Грузии сохраняется".


Нельзя не отметить тот факт, что эти учения приобретают политическую окраску, учитывая, что они накладываются по срокам на первые парламентские выборы в Южной Осетии (31 мая). То есть фон для учений выбран крайне отрицательный.

Опасения России, многих других политических субъектов относительно предстоящих учений, а также в целом развития военного партнерства НАТО и Грузии очевидны, поскольку август 2008 г. наглядно показал, для каких целей режим Саакашвили осуществляет военные приготовления.

К тому же реваншистские настроения в окружении Саакашвили весьма сильны. С учетом того, что на Западе, в общем-то, не строят иллюзий относительно нынешнего грузинского руководства, у НАТО должны быть весомые основания для военной поддержки Грузии. Их мотивами могут быть:

а) стремление создать центр силы на Кавказе, подконтрольный НАТО;

б) создание плацдарма для возможного военного присутствия;

в) обеспечение безопасности транзита углеводородного сырья по территории Грузии.

Совершенно ясно, что подобная политика альянса в отношении Грузии уж точно не добавит стабильности в регионе.