Проблемные переговоры: о попытках возобновления диалога на Корейском полуострове
Развитие ситуации на Корейском полуострове в последние месяцы прошло под знаком роста напряженности. Проведение США и Республикой Корея (РК) серии масштабных совместных учений, ответные маневры КНДР, сопровождающиеся запусками ракет малой, средней и большой дальности, а также артиллерийскими стрельбами корейской народной армии в районах, прилегающих к демилитаризованной зоне, не добавили спокойствия региону. В дополнение к этому, в политических и экспертных кругах США и РК ожидают, что КНДР может осуществить ядерное испытание после длительного перерыва (с 2017 г.).
Уровень напряженности на Корейском полуострове стремительными темпами движется к состоянию пятилетней давности. Перспективы возобновления продуктивного диалога между КНДР, США и Республикой Корея выглядят туманными. Пхеньян и Сеул также находятся в шаге от денонсации тех немногих договоренностей, которые были достигнуты ими в 2018 г. (включая военное соглашение между Севером и Югом). Вполне явной представляется угроза ремилитаризации Демилитаризованной зоны на Корейском полуострове, повышаются риски «пограничных инцидентов» в районе Северной разделительной линии в Желтом море.
На этом фоне закономерной выглядит дипломатическая активизация на северокорейском направлении. В частности, в Вашингтоне, Сеуле и Токио пытаются остановить ракетную активность Пхеньяна и предотвратить реальное с их точки зрения седьмое ядерное испытание. В этом контексте обращает на себя внимание пункт совместного заявления, выпущенного по итогам трехсторонней встречи лидеров США, Республики Корея и Японии (Пномпень, 13 ноября 2022 г.), в котором констатируется готовность продолжать «совместную работу для укрепления сдерживания» Северной Кореи. При этом Белый дом подтверждает приверженность Соединенных Штатов к защите своих союзников в Северо-Восточной Азии при помощи «всего спектра возможностей, включая ядерные».
Также стороны заявили о намерении обмениваться информацией о ракетных запусках КНДР, чтобы, как сказано в совместном заявлении лидеров США, РК и Японии, «повысить возможности каждой страны к обнаружению и оценке угрозы, исходящей от приближающихся ракет». В этом контексте можно говорить о весьма высокой вероятности «перезапуска» Сеулом и Токио японо-южнокорейского Договора о защите военной информации (GSOMIA) и возобновления ими обмена сведениями о северокорейской ракетной программе.
Подход нынешней администрации Республики Корея к взаимодействию с Пхеньяном заключается в наращивании дипломатического давления на КНДР в ответ на ее ракетные и ядерные испытания. Отметим, что на полях Восточноазиатского саммита в Пномпене (ноябрь 2022 г.) президент РК Юн Сок Ёль призывал международное сообщество (и заодно — присутствующих лидеров стран региона) к жесткой реакции в случае, «если Северная Корея запустит еще одну межконтинентальную баллистическую ракету или проведет ядерное испытание». Помимо этого, представители Южной Кореи прямо говорят о том, что условием оказания (в рамках так называемой «смелой инициативы») экономической помощи Пхеньяну будет являться денуклеаризация Северной Кореи.
В центре дипломатической активности вокруг корейской проблемы в эти дни оказался и Пекин. В Вашингтоне и Сеуле по различным каналам — политическим и экспертным – призывают своих китайских визави играть активную роль в решении ядерной проблемы Корейского полуострова. Суть требований США и их союзников — в соблюдении действующих санкций Совбеза ООН, и, видимо, отказ от препятствования введению новых рестрикций в отношении КНДР. Кроме того, и в Республике Корея, и в Соединенных Штатах, по всей видимости, рассчитывают на то, что Китай, используя свои наработанные тесные политико-партийные связи с КНДР, может повлиять на северокорейское руководство дабы те вернулись за стол переговоров по денуклеаризации.
Кроме того, американцы дают понять, что готовы и к военному давлению на КНР в случае, если Северная Корея проведет ядерное испытание. Так, на пресс-конференции по итогам китайско-американского саммита на о. Бали (14 ноября 2022 г.), президент США Дж. Байден заявил о том, что новое ядерное испытание Пхеньяна может стать предлогом для «оборонительных действий» Соединенных Штатов, предполагающих, как неоднократно заявлялось официальными лицами в Вашингтоне ранее, расширение американского военного присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
С учетом этих обстоятельств в перспективе вряд ли стоит ожидать значительных сдвигов в сторону возобновления переговорного процесса на Корейском полуострове. Давление на КНДР, оказываемое Соединенными Штатами и их союзниками в Северо-Восточной Азии скорее всего может принести обратный эффект в виде сохранения Пхеньяном жесткого подхода к диалогу с Вашингтоном и Сеулом, который, в частности, проявится в игнорировании диалоговых инициатив, предлагаемых ими.
Напомним, представители Белого дома и Госдепартамента США неоднократно сетовали на то, что представители Пхеньяна, мол, не реагируют на американские попытки дипломатического зондажа. Об этом же говорят и заявления партийно-политического руководства КНДР, включая лично генерального секретаря ТПК Ким Чен Ына, из которых следует нежелание северокорейской стороны вести диалог в предлагаемых им обстоятельствах и на явно невыгодной для Пхеньяна основе.
Предложения, исходящие из Сеула, включая «смелую инициативу» администрации Юн Сок Ёля в сфере межкорейских отношений и концепцию «Безъядерного, мирного и процветающего Корейского полуострова» Министерства объединения РК, предполагающие, как было сказано выше, денуклеаризацию в обмен на развитие экономического сотрудничества, также не найдут понимания в КНДР. Активизация совместных с США военных учений на юге Корейского полуострова, возвращение в повестку дня оборонной политики Республики Корея «трехосной системы» корейского типа, предусматривающей нанесение превентивного удара по целям на северокорейской территории, уже привели к тому, что нынешнее руководство Южной Кореи воспринимается Пхеньяном как недружественное. Не исключено, что в этих условиях предложения, озвучиваемые южнокорейской стороной, будут игнорироваться или подвергаться жесткой критике со стороны КНДР.
09.12.2022
Поделиться
Лобов Роман Николаевич
старший эксперт
Проблемные переговоры: о попытках возобновления диалога на Корейском полуострове
Уровень напряженности на Корейском полуострове стремительными темпами движется к состоянию пятилетней давности. Перспективы возобновления продуктивного диалога между КНДР, США и Республикой Корея выглядят туманными. Пхеньян и Сеул также находятся в шаге от денонсации тех немногих договоренностей, которые были достигнуты ими в 2018 г. (включая военное соглашение между Севером и Югом). Вполне явной представляется угроза ремилитаризации Демилитаризованной зоны на Корейском полуострове, повышаются риски «пограничных инцидентов» в районе Северной разделительной линии в Желтом море.
На этом фоне закономерной выглядит дипломатическая активизация на северокорейском направлении. В частности, в Вашингтоне, Сеуле и Токио пытаются остановить ракетную активность Пхеньяна и предотвратить реальное с их точки зрения седьмое ядерное испытание. В этом контексте обращает на себя внимание пункт совместного заявления, выпущенного по итогам трехсторонней встречи лидеров США, Республики Корея и Японии (Пномпень, 13 ноября 2022 г.), в котором констатируется готовность продолжать «совместную работу для укрепления сдерживания» Северной Кореи. При этом Белый дом подтверждает приверженность Соединенных Штатов к защите своих союзников в Северо-Восточной Азии при помощи «всего спектра возможностей, включая ядерные».
Также стороны заявили о намерении обмениваться информацией о ракетных запусках КНДР, чтобы, как сказано в совместном заявлении лидеров США, РК и Японии, «повысить возможности каждой страны к обнаружению и оценке угрозы, исходящей от приближающихся ракет». В этом контексте можно говорить о весьма высокой вероятности «перезапуска» Сеулом и Токио японо-южнокорейского Договора о защите военной информации (GSOMIA) и возобновления ими обмена сведениями о северокорейской ракетной программе.
Подход нынешней администрации Республики Корея к взаимодействию с Пхеньяном заключается в наращивании дипломатического давления на КНДР в ответ на ее ракетные и ядерные испытания. Отметим, что на полях Восточноазиатского саммита в Пномпене (ноябрь 2022 г.) президент РК Юн Сок Ёль призывал международное сообщество (и заодно — присутствующих лидеров стран региона) к жесткой реакции в случае, «если Северная Корея запустит еще одну межконтинентальную баллистическую ракету или проведет ядерное испытание». Помимо этого, представители Южной Кореи прямо говорят о том, что условием оказания (в рамках так называемой «смелой инициативы») экономической помощи Пхеньяну будет являться денуклеаризация Северной Кореи.
В центре дипломатической активности вокруг корейской проблемы в эти дни оказался и Пекин. В Вашингтоне и Сеуле по различным каналам — политическим и экспертным – призывают своих китайских визави играть активную роль в решении ядерной проблемы Корейского полуострова. Суть требований США и их союзников — в соблюдении действующих санкций Совбеза ООН, и, видимо, отказ от препятствования введению новых рестрикций в отношении КНДР. Кроме того, и в Республике Корея, и в Соединенных Штатах, по всей видимости, рассчитывают на то, что Китай, используя свои наработанные тесные политико-партийные связи с КНДР, может повлиять на северокорейское руководство дабы те вернулись за стол переговоров по денуклеаризации.
Кроме того, американцы дают понять, что готовы и к военному давлению на КНР в случае, если Северная Корея проведет ядерное испытание. Так, на пресс-конференции по итогам китайско-американского саммита на о. Бали (14 ноября 2022 г.), президент США Дж. Байден заявил о том, что новое ядерное испытание Пхеньяна может стать предлогом для «оборонительных действий» Соединенных Штатов, предполагающих, как неоднократно заявлялось официальными лицами в Вашингтоне ранее, расширение американского военного присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
С учетом этих обстоятельств в перспективе вряд ли стоит ожидать значительных сдвигов в сторону возобновления переговорного процесса на Корейском полуострове. Давление на КНДР, оказываемое Соединенными Штатами и их союзниками в Северо-Восточной Азии скорее всего может принести обратный эффект в виде сохранения Пхеньяном жесткого подхода к диалогу с Вашингтоном и Сеулом, который, в частности, проявится в игнорировании диалоговых инициатив, предлагаемых ими.
Напомним, представители Белого дома и Госдепартамента США неоднократно сетовали на то, что представители Пхеньяна, мол, не реагируют на американские попытки дипломатического зондажа. Об этом же говорят и заявления партийно-политического руководства КНДР, включая лично генерального секретаря ТПК Ким Чен Ына, из которых следует нежелание северокорейской стороны вести диалог в предлагаемых им обстоятельствах и на явно невыгодной для Пхеньяна основе.
Предложения, исходящие из Сеула, включая «смелую инициативу» администрации Юн Сок Ёля в сфере межкорейских отношений и концепцию «Безъядерного, мирного и процветающего Корейского полуострова» Министерства объединения РК, предполагающие, как было сказано выше, денуклеаризацию в обмен на развитие экономического сотрудничества, также не найдут понимания в КНДР. Активизация совместных с США военных учений на юге Корейского полуострова, возвращение в повестку дня оборонной политики Республики Корея «трехосной системы» корейского типа, предусматривающей нанесение превентивного удара по целям на северокорейской территории, уже привели к тому, что нынешнее руководство Южной Кореи воспринимается Пхеньяном как недружественное. Не исключено, что в этих условиях предложения, озвучиваемые южнокорейской стороной, будут игнорироваться или подвергаться жесткой критике со стороны КНДР.