Российский институт стратегических исследований

Троеморье переходит на военные рельсы

Прошедший 20‒21 июня с. г. в Риге VII саммит Инициативы трех морей (ИТМ, Троеморье) обозначил существенное продвижение этого проекта, наметив его расширение на новые сферы взаимодействия и территории влияния.

Формат сотрудничества двенадцати стран региона между Балтийским, Черным и Адриатическим морями, инициированный в 2016 г., постоянно подвергается жесткой критике за свою слабую эффективность и проблемы с улаживанием многочисленных противоречий между его участниками. У его членов слишком разные экономические интересы, а открытая политическая подоплека заявленных проектов несет с собой много дополнительных трудностей.

Страны «Новой Европы», сильно отставая по уровню жизни от старых членов Евросоюза, объективно заинтересованы во взаимопомощи и координации действий по догоняющему развитию, привлечению внешних инвестиций и защите их специфических интересов перед Брюсселем и «грандами» ЕС. Трудно отрицать значение исторической общности этих стран по крайней мере в ХХ веке, обусловленной периодом холодной войны и членства в Восточном блоке.

Европейцы также критично оценивают историческое развитие транспортной инфраструктуры региона как построенной преимущественно по линии восток‒запад, а не по линии север‒юг. Эксперты указывают на совместный потенциал двенадцати стран региона, составляющих 29% территории Евросоюза, четверть его населения, и дающих 19% его суммарного ВВП.

По замыслу создателей Инициативы, ее успеху должно способствовать покровительство США. Несмотря на официально заявленную цель создания новой сети транспортных соединений между странами и диверсификации поставок энергоносителей, эксперты и политики редко скрывают реальные задачи объединения – построение «санитарного кордона» на востоке ЕС, который под патронатом Соединенных Штатов Америки мешал бы установлению тесных экономических связей Западной Европы с Россией и Китаем. К этому добавляется и препятствование росту германского влияния в Евросоюзе через отведение от Германии транспортных потоков и совместное сопротивление «федералистским» планам Берлина. Для Вашингтона Троеморье – важный инструмент проведения своих интересов в Европе. В свою очередь, как пишут польские аналитики, «элементом, объединяющим большинство государств Троеморья, является надежда на сохранение трансатлантического союза».

Тем не менее Инициатива до сих пор состоит в основном из нереализованных и даже не начатых проектов. После активного старта в 2016‒2018 гг. реальные темпы их реализации многих разочаровали. На настоящее время большинство проектов находится на стадии регистрации (59 из 91). До сих пор не приходится говорить и о каком-либо их вкладе в рост экономики стран региона. Хотя, по официальным заявлениям, «устранение всего лишь 50% инфраструктурного разрыва на оси север‒юг» должно дать к 2030 г. от 3 до 5% роста суммарного ВВП региона в год, что уже сейчас видится нереальным прогнозом.

А вот негативные последствия очевидны, поскольку участие стран Троеморья в антироссийской и антикитайской политике несет вполне заметные отрицательные перспективы для их экономического развития. Так, 2021 г. аналитики оценили негативно, описывая его как год стагнации в реализации планов Троеморья.

Поводом к переменам, которыми был отмечен Рижский саммит, стал украинский кризис. Специальная военная операция России на Украине и антироссийская санкционная политика Запада заняли центральное место в обсуждениях на саммите. Импульс, заданный этими событиями, позволил продвинуть старые планы по расширению действия Троеморья на новые сферы сотрудничества. Проблемой Инициативы уже традиционно считается то, что она сводится в основном к политическому уровню.

21 июня 2022 г. в Риге параллельно с Бизнес-форумом прошел и II Парламентский форум ИТМ. В тот же день удалось расширить Инициативу и на сферу НПО – состоялся первый Форум гражданского общества Троеморья. Активно обсуждается расширение Инициативы на область научного сотрудничества, культурного взаимодействия и туристического бизнеса. В итоговой декларации подчеркнуто, что формат ИТМ расширяется на новые измерения, среди которых особенно выделена неправительственная сфера.

Но еще более значимым стало появление нового формата территориального расширения ИТМ. Впервые специальным гостем на форуме была представлена Украина, которой в результате был представлен статус партнера. Для этого был создан новый тип сотрудничества в ИТМ – «партнерство на основе участия». Фактически, Украину хотят подключить к деятельности Инициативы, но без предоставления ей формального права голоса в объединении.

Включение Украины в Троеморье ‒ давняя цель Польши, политики которой изначально задумывали объединение всех стран региона т.н. Междуморья как его видел еще Юзеф Пилсудский, следовательно, участие в нем Украины и Белоруссии виделось необходимым. Политическая нестабильность и удручающее состояние украинской инфраструктуры вынудили в 2015‒2016 гг. определить формат ИТМ как объединения только стран‒членов Евросоюза, однако задача расширения его на восток сохранилась. Присоединение Украины к Инициативе существенно увеличило влияние Польши в Европе.

Подключение Украины к инфраструктурным проектам объединения прикрывается поляками логикой военной необходимости. Логику этого решения подчеркнул президент Польши Анджей Дуда: «Троеморье открывает свои объятия Украине; мы видим, что украинцы воюют, проливая свою кровь, чтобы не быть частью Русского мира, а значит, хотят быть частью Запада, и это открытие для Украины очень важно».

За неделю до Рижского саммита в Софии прошла конференция «Троеморье: инновации и энергетическая безопасность», на которой выступил координатор по санкционной политике бывшего президента США Барака Обамы Дэниэл Фрид. Он подтвердил американскую поддержку подключения Украины к ИТМ: «Украине нужна альтернативная инфраструктура, включая сухопутные коридоры в Польшу, Румынию и Словакию. И, вероятно, морской коридор в Болгарию», – отметил Фрид.

Подключение к Троеморью в Киеве рассматривают не только как проект создания инфраструктуры для последующего товарного и военного использования, но и в целом как очередной шаг к интеграции с Евросоюзом, что постоянно подчеркивают в своих выступлениях официальные лица Украины. В свою очередь совместная поддержка странами ИТМ сыграла весомую роль в решении о предоставлении Украине статуса кандидата в члены ЕС в конце июня.

Эта поддержка обусловлена претензией объединения (и в первую очередь Польши как его лидера) на роль основного координатора дальнейшей политики Евросоюза на украинском направлении. Как пишут польские эксперты: «Чтобы сохранить триморско-украинский союз, “Инициатива трех морей” должна стать не только главным сторонником вступления Украины в Европейский союз, но и руководителем этого процесса». Сотрудничество Троеморья с Украиной призвано составить фундамент для будущего присоединения к ЕС. Во многом то же касается и других стран, ориентированных на вступление в Евросоюз. Так, в итоговой декларации Рижского саммита заявлено о поддержке заявки на членство в ЕС Молдавии и Грузии.

Решение о предоставлении Украине статуса «участвующего партнера» можно признать революционным шагом в развитии структуры Троеморья, поскольку это определяет форму его дальнейшего расширения на два новых региона, формально в Евросоюз не входящих. В список стран, которые могут стать «участвующими партнерами» Троеморья, теперь включают все государства «Восточного партнерства». Речь также идет и о другом регионе ‒ государств Западных Балкан, перспективы присоединения которых к ЕС сейчас рассматриваются как наиболее вероятные.

Таким образом, появляется формат «Троеморья+», который может оказаться не менее значимым для объединения, чем внутренние инфраструктурные проекты его 12 стран. В планах лидеров Инициативы побороться за статус ключевого объединения в программах ЕС по приближению государств этих двух регионов. Это может дать новое экономическое и политическое звучание всей Инициативе трех морей, существенно усилив это объединение и придав особое значение его лидеру – Польше.

По словам выступившего на Рижском саммите госсекретаря США Энтони Блинкена, именно события на Украине сделали достижение военных целей ИТМ «необходимостью». Он подчеркнул, что это касается как диверсификации энергетических потоков, так и строительства транспортной инфраструктуры, которая может быть использована для развертывания сил НАТО.

Таким образом, Польша делает основную ставку на развитие Инициативы трех морей в качестве ключевого объединения для продавливания своих интересов в Восточной Европе. Этому потакают США и страны Западной Европы, которые, в свою очередь, поддерживают стремления Варшавы играть роль антироссийского «тарана».