А. А. Караиванов,
научный сотрудник
Представительства РИСИ в г. Владивостоке

 

Портовая экономика Приморья является не только самостоятельной стратегической отраслью региона, но и индикатором, который во многом определяет социально-экономическое благополучие края и дает возможность России интегрироваться в международное экономическое пространство.

Cледует признать, что повышенное внимание государства, уделяемое портовому хозяйству в последние годы, не способно в полной мере и в короткий срок разрешить накопившиеся проблемы и обеспечить поступательное развитие портовых экономик.    Однако нельзя также не сказать и о том, что тесное взаимодействие государственных и коммерческих структур приносит свои положительные плоды.

Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., существенно повлиял на состояние российской экономики и затронул все без исключения отрасли. Тем не менее, большинству портов Дальнего Востока России удалось увеличить объемы перевалки грузов и закончить 2008 финансовый год с положительными результатами.

Так, по итогам прошлого года порты Дальневосточного бассейна РФ переработали 80383 тыс. т грузов, что на 0,9 % больше, чем в 2007 г. (79675 тыс. т). Прирост небольшой, по сравнению с 2006 и 2007 гг. (+15,3%), однако, учитывая общую экономическую ситуацию, можно считать его удовлетворительным.

Основная масса грузов, идущих через порты Дальнего Востока России, переваливается приморскими стивидорами, которые в 2008 г. обработали 50,9 млн т грузов. Прирост к 2007 г. составил 9,3 %. В структуре погрузочно-разгрузочных работ преобладает перевалка грузов экспортной направленности (77,6 %), что с одной стороны является негативным фактором, а с другой стороны позволяет обеспечивать стабильный прирост грузооборота. Универсальность крупных портов Приморья, а также наличие свободных площадей может способствовать диверсификации грузооборота в случае конъюнктурных изменений на российском и мировом рынках при условии наличия современного портового оборудования и соответствующем качестве и скорости обслуживания.

Рассматривая проблемы портовой экономики в кризисный период невозможно не обратится к конкретным хозяйствующим субъектам и дать оценку их деятельности в рассматриваемый период.

Итак, крупнейшей стивидорной компанией на российском Дальнем Востоке является ОАО «Восточный порт» [1]. Доминирующую роль в общем объеме обрабатываемых обществом грузов занимает  экспорт угля, составивший в 2008 г. 14,2  млн т физического грузооборота при общих показателях в 14998,4 тыс. т. За первое полугодие 2009 г. перевалка грузов сократилась на 12 %  по сравнению с прошлогодними показателями (до 6968 тыс. т). Снижение показателей руководство компанией связывает с модернизацией угольного комплекса, при этом устойчивый спрос на уголь позволяет универсальному производственно-перегрузочный комплексу порта наращивать объемы перевалки, превышая показатели прошлого года. По прогнозам аналитиков, глобальные кризисные явления не окажут существенного влияния на мировой угольный рынок, что позволит ОАО «Восточный порт» постепенно улучшить показатели хозяйственной деятельности.

Лидером по росту грузооборота среди портов Приморского края в 2008 г. стала крупная стивидорная компания порта Находка – ОАО «Находкинский морской торговый порт  (ОАО «НМТП») [2], которая увеличила общий грузооборот до 7367,3 тыс. т. Рост обеспечивался за счет переработки генеральных и навалочных грузов. При этом существенно сократилась перевалка лесных грузов до 241 тыс. т, что в 3,4 раза ниже итогов 2007 года. Однако компании удалось в 1,6 раза увеличить оборот контейнеров до 40554 TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Это лучший показатель в процентах не только для Дальнего Востока, но и по России. Прогнозы аналитиков, касающиеся падения спроса на металлы в странах АТР в 2009 г. оправдались: в первом полугодии текущего года ОАО «НМТП» на 19,7 % снизило объемы перевалки черных металлов. При этом грузопереработка угля увеличилась на 24,6 %.

ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ОАО «ВМТП» ) [3] в 2008 г. сохранило положительную динамику роста грузооборота, который увеличился на 20,5 % (до 5862,8 тыс. т) по сравнению с 2007 г.

Следует признать, что новому руководству порта удалось не только преодолеть негативные тенденции последних лет, которые снизили грузооборот до уровня 1998 г., но и успешно осуществлять руководство в сложившихся экономических условиях.

Увеличению грузооборота ОАО «ВМТП» в прошлом году способствовал рост объемов перевалки экспортных черных металлов в 2,4 раза, экспортных, импортных и каботажных грузов в крупнотоннажных контейнерах на 20,1 %. В то же время сократился объем перевалки металлолома на 38,2 %, тарно-штучных грузов на 8,3 %, навалочных и насыпных грузов на 13,9 % и 13,8 % соответственно, а также лесных грузов в 3,8 раза.

Перевалка экспортных грузов существенно превысила показатели 2007 г. Главными составляющими в экспортном направлении стали металлы (1655,3 тыс. т), металлолом (266,5 тыс. т) и контейнеры  (328,7 тыс. т (100897 TEU). В импортном направлении за 2008 г. портом переработано 1847,9 тыс. т грузов различной номенклатуры (+10% к 2007 г.). В структуре импорта преобладали контейнеры (918,9 тыс. т (89773 TEU), автомобили и техника 522,1 тыс. т (253240 ед.). Также за 2008 г. обработано 1166,2 тыс. т каботажных грузов, это на 2 % больше показателей 2007 г. Основными грузами каботажного направления стали контейнеры (738,7 тыс. т (76618 TEU) и нефтепродукты наливом (314,1 тыс. т.)

По экспертным оценкам, в 2009 г. порт недосчитается традиционной грузовой базы из-за резкого снижения объемов перевалки металлолома, а также прочих генеральных грузов – автомобилей, спецтехники, лесоматериалов и оборудования. В рамках антикризисного управления портом  руководство ОАО «ВМТП» приостановило рост тарифов на перевалку контейнеров и автомобильной техники, однако очевидно, что этих мер будет недостаточно для выполнения намеченных целей по увеличению грузооборота.

Наиболее уверенную позицию среди основных операторов морских терминалов в сложившейся социально-экономической ситуации занимает ОАО «Торговый порт Посьет» [4], грузооборот которого в 2008 г.  увеличился по сравнению с предыдущим годом на 63 % до 2826 тыс. т. Следует упомянуть, что основным перерабатываемым грузом является уголь, добывающийся на предприятиях группы «Мечел», что делает порт восприимчивым к колебаниям спроса на это сырье. Однако эксперты полагают, что в ближайшие годы спрос на уголь различных марок в АТР будет постепенно увеличиваться. За первое полугодие текущего года  экспорт угля увеличился на 2,5 %. Кроме этого, главный акционер порта принял решение о сохранении объемов инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры.

Итак, следует констатировать, что мировые кризисные явления существенно повлияли на деятельность всех основных операторов морских терминалов. По мнению экспертов, во втором полугодии 2009 г. и в первом полугодии 2010 г. негативные тенденции, связанные с уменьшением перевалки грузов в Приморских портах сохранятся. Прежде всего, это касается металлов, металлопроката и руды, круглого леса и пиломатериалов, автомобилей и спецтехники. При этом положительную динамику роста сохранит грузооборот угля, контейнеров и наливных грузов.

Помимо проблем экономического характера, спровоцированных глобальными финансово-экономическими потрясениями, существует ряд внутренних проблем, к которым следует отнести недостаточную грузопропускную способность портов, износ оборудования и коммуникаций, отсутствие тылового обеспечения, низкий уровень инвестиционной привлекательности, недостаточную пропускную способность железно- и автодорожных магистралей, высокие тарифы, экспортную направленность деятельности, отсутствие эффективно работающих логистических центров, нескоординированную деятельность портовых, таможенных и других служб, а также недостатки в законодательном обеспечении деятельности морских торговых портов.

Очевидно, что в международных экономических отношениях России со странами АТР Дальневосточному региону должна отводиться важная стратегическая роль. Организационно-экономическое состояние приморских портов, уровень их развития и востребованность на международном логистическом рынке во многом предопределяет положение государства в системе международных взаимоотношений, обеспечивая при этом сбалансированное поступательное развитие экономики региона.

Благодарю за внимание!

________________________

1. Акционеры – Истерн Стивидоринг Холдингз Лимитед- 74,57%, Российская Федерация в лице Федерального Агентства по Управлению Государственным Имуществом- 19,99 %.
2. Контрольный пакет акций принадлежит промышленной группе Евраз Групп (ранее ЕвразХолдинг), которая входит в число пятнадцати крупнейших производителей стали в мире.
3. Акционеры: ЗАО «Порт-Актив» (50 %), ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (50 %).
4. 96,9 % акций порта принадлежит ООО «Мечел-Транс» – дочерней транспортной компании ОАО «Мечел».