Немногим странам повезло обладать собственным кусочком Арктики, и речь идет не только о ценных факторах производства, но и об уникальных рекреационных ресурсах. Неудивительно, что Арктический экономический совет наряду с энергетикой и инфраструктурой создал рабочую группу и по туризму. Каждая Арктическая держава, за исключением США, стремится создавать и развивать туристский продукт в том или ином виде. Дания и Норвегия, например, активно используют в качестве туристских дестинаций снежные просторы Гренландии и Шпицбергена, Канада – фауну Канадского Арктического архипелага с большим количеством заповедников. При этом количество «арктических» туристов невелико, согласно статистике Гренландию в 2014 г. посетило порядка 80 тыс. туристов, что не превышает 1-2 % общего количества туристов в Дании [1]. Это объясняется разными причинами, но в большей степени достаточно высокой стоимостью и скудным арсеналом турпродукта.

Развитием регулируемого арктического туризма «в чистом виде» наряду с эколого-просветительской и научно-исследовательской работой с 2011 г. активно занимается ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика», под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии РФ. В 2014 г. территорию национального парка (о. Новая земля и Земля Франца-Иосифа) посетили представители 33 стран [2]. Для увеличения количества туристов прорабатывается возможность организации в рамках Баренцева сотрудничества морских круизов с посещением иностранными туристами территории национального парка «Русская Арктика» на архипелаге Земля Франца-Иосифа, поскольку морские круизы и трансграничные яхтенные переходы являются наиболее перспективными проектами в сфере развития туризма в Баренцевом регионе.

Разнообразие территорий Арктической зоны Российской Федерации, включающих север континентальной части страны от Мурманска до Дальнего Востока и целый ряд островов и архипелагов в Северном Ледовитом океане, открывает неограниченные возможности как для турбизнеса, так и для потенциальных туристов. Российский Арктический туризм может включать в себя практически весь его спектр, поэтому и региональные органы власти разрабатывают не только туристские порталы, но и создают соответствующую институциональную среду, разрабатывая и принимая необходимые для успешного развития туризма нормативно-правовые акты.

Северные территории туристами рассматриваются, прежде всего, как экологические и исторически-познавательные объекты посещения и здесь есть свои лидеры, имеющие раскрученные бренды – Соловки, Кенозерье и Кий-остров. Региональными структурами органов власти (Агентство по туризму и международному сотрудничеству, Агентство по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области) в партнерстве с бизнесом активно используются современные информационные маркетинговые технологии, в частности разработан информационный портал «Мои Соловки» с виртуальный туром и мобильное приложение для iPad [3].

Но это ни в коей мере не означает, что никаких проблем нет, и подтверждение тому регулярно организуемые дискуссионные площадки различных уровней. 28-30 мая 2015 года в Архангельске в третий раз пройдет международный туристский форум «Туризм в современных условиях» и межрегиональная туристская выставка-ярмарка «Мир путешествий Поморья», где ключевыми темами для обсуждения станут вопросы государственной политики и правовое регулирование сферы туризма в РФ, развитие инфраструктуры и перспективных туристских продуктов Арктического региона, туристский брендинг региона, конкурентный потенциал региональных и межрегиональных НКО в сфере туризма; международное сотрудничество в туризме.

Интереснейшим вариантом объединения наиболее конкурентоспособных туристическо-рекреационных и историко-культурных центров российского Северо-Запада стал глобальный проект «Серебряное ожерелье России» – объединённые под единым брендом туристические маршруты нескольких «радиусов», позволяющие туристам максимально гибко выстраивать свое путешествие.

Северные территории рассматриваются туристами и как зоны активного отдыха – лыжные маршруты, спелеотуры, поездки на буранах. Отдельно прорабатываются программы детско-юношеского туризма.

Особое место в перечне направлений развития арктического туризма занимают так называемые «космические экскурсионные туры», на данный момент существующая инфраструктура и особый статус космодрома Плесецк (Архангельская область) не позволяют организовывать массовые экскурсии на объект, хотя для отдельных туристов Федеральное агентство по туризму пропуска уже оформляет. Правительство Великобритании пошло дальше и утвердило план строительства первого в Европе космодрома для туристов, в соответствии с планом космопорт будет построен к 2018 году и к 2030 году он принесет бюджету до 400 млн. фунтов [4]. Проект можно действительно назвать излишне амбициозным, поскольку единственной страной реально осуществляющей запуски пилотируемых космических кораблей в настоящее время является Россия.

Задача развития туризма сопряжена с решением множества сопутствующих задач. Кадровые вопросы, также как и инфраструктурные являются значимыми в развитии туризма, поэтому в предстоящем учебном году на базе Высшей школы экономики и управления Северного Арктического федерального университета имени М.В.Ломоносова будет запущена новая образовательная магистерская программа «Туризм в северном измерении». Важным элементом станет практическая ориентированность обучения, где каждый учащийся магистратуры будет работать над разработкой отдельного проекта, востребованного современным региональным рынком туризма.

Отрасль туризма обладает высоким мультипликативным эффектом и  стимулирует развитие таких отраслей как строительства, транспорт, связь, сельское хозяйство, гостиничный и ресторанный бизнес, торговлю, народные промыслы. По расчетам World Travel & Tourism Council (WTTC), 1 рабочее место в туристском секторе индуцирует порядка 20 рабочих мест в сопутствующих отраслях, временной интервал между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туризме минимален [5].

Кроме того, туризм играет большую социальную, культурную и даже политическую роль, расширяя границы взаимопонимания и доверия, устанавливая взаимоотношений между гражданами разных стран, культур и религий в целях сохранения мира.

Китайская народная мудрость гласит: «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага». Развитие арктического туризма имеет все основания стать таким первым шагом, с которого начнется успешное и эффективное освоение необъятных ресурсов арктического региона.


  1. http://www.stat.gl.
  2. http://www.rus-arc.ru/ru/Tourism/Statistics
  3. http://my-solovki.ru/
  4. http://world.fedpress.ru/news/europe
  5. http://www.wttc.org