В.В. Игнатьев

За почти четверть века своей новейшей истории Приднестровье фактически постоянно находилось в условиях внешнего прессинга, испытывая разной интенсивности периоды санкций, блокад и прочих ограничительных действий со стороны своих ближайших соседей – Молдовы и Украины.

Особо показательным является тот факт, что с марта 2006 года по настоящее время Приднестровье на протяжении 9-ти лет (!) пребывает в условиях дискриминационного режима осуществления внешнеэкономической деятельности, установленного совместными действиями Кишинева и Киева. Вследствие блокады и вызванной этим остановки предприятий только в 2006 году потери ПМР составили более 450 миллионов долларов США. Лишь благодаря своевременной помощи Российской Федерации удалось предотвратить полномасштабную гуманитарную катастрофу республики. Не сложно представить масштабы экономических потерь и сопутствующих убытков, которые ежегодно несет экономика Приднестровья, а также уровень социально-экономических и гуманитарных издержек, испытываемых полумиллионным населением республики.

Между тем с весны 2014 года в связи с кризисом на Украине ситуация вокруг Приднестровья стала стремительно ухудшаться. Фактически с середины прошлого года официальный Киев применяет в отношении Тирасполя комбинированный механизм постоянно наращиваемых ограничений по всем актуальным сферам – от блокирования транспортно-инфраструктурного потенциала и внешнеэкономической деятельности до агрессивной политической риторики и обвинений в якобы военной угрозе из Приднестровья, которые сопровождаются рытьем противотанкового рва и прочими военными манипуляциями вблизи украинско-приднестровской границы. Крайне тревожным сигналом стал произошедший 31 марта 2015 года инцидент, связанный с применением украинскими пограничниками автоматического оружия против безоружных граждан Приднестровья, в результате которого тяжелое огнестрельного ранение получил житель г. Слободзея Приднестровской Молдавской Республики Руслан Чутилеу.

Реальность свидетельствует о том, что современная Украина так же, как и в период организации блокады Приднестровья в 2006 году, демонстративно игнорирует свой статус «страны-гаранта» в молдо-приднестровском урегулировании. Причем Киев не только открыто поддерживает одну из сторон конфликта, но и применяет в отношении другого участника дискриминационные меры давления, не имеющие ничего общего ни с переговорным процессом, ни с международными демократическими и гуманитарно-правовыми стандартами. Основным заложником данных действий является полумиллионное население Приднестровья, из которых почти 200 тысяч российских граждан и порядка 100 тысяч граждан Украины.

Обращает на себя внимание то, что действия Республики Молдова и Украины по оказанию комплексного давления и блокированию потенциала Приднестровья носят синхронный характер. В частности, за последние 1,5 года Кишинев не только усилил ограничительные меры в отношении приднестровских предприятий, постоянно ужесточая условия и выдвигая новые дискриминационные требования[1], но и активизировал механизм политически мотивированного уголовного преследования представителей органов власти Приднестровья, лавинообразно возбуждая уголовные дела в отношении приднестровских предпринимателей.

В складывающейся ситуации особое беспокойство вызывает тот факт, что скоординированные деструктивные действия Молдовы и Украины самым непосредственным образом подрывают основы региональной стабильности, обеспечивающие мир и безопасность на протяжении почти четвертьвекового периода урегулирования молдо-приднестровского конфликта. Стержневым элементом системы безопасности является действующая с июля 1992 года трехсторонняя миротворческая операция на Днестре, которая способствовала полному прекращению огня и не допустила разрастания конфликта.

Факты свидетельствуют о том, что на протяжении многих лет против действующей под эгидой России миротворческой операции ведется планомерная «необъявленная» война Молдовы и ее западных союзников (США и ЕС), целью которой является дискредитация миротворческого механизма, последующий слом действующего формата операции и навязывание псевдо-альтернативных форм в виде мониторинговых полицейских миссий с участием стран запада.

Между тем на текущем этапе к процессам политической «эрозии» миротворческой миссии на Днестре весьма активно подключился официальный Киев. Широкий резонанс вызвало озвученное в марте текущего года заявление президента Петра Порошенко о том, что Украина выступает за «размораживание» приднестровского конфликта и «реинтеграцию» Приднестровья в состав Молдовы[2].

Широкий резонанс вызвало решение Верховной Рады Украины, которая 21 мая 2015 г. расторгла сразу пять соглашений с правительством РФ в военной сфере. Одним из них является соглашение с РФ от 25 ноября 1995 г. о транзите через украинскую территорию российских военных, которые обеспечивают деятельность Оперативной группы российских войск в Приднестровье, включая функционирование миротворческого контингента РФ и охрану складов боеприпасов в приднестровском селе Колбасна. Примечательно, что данное Соглашение не функционирует еще с марта 2014 года, когда Украина ввела ограничения в отношении следующего через приднестровско-украинскую границу транзита грузов, в том числе вещевого довольствия, предназначенного для российских миротворцев. С того же времени Киев ограничил свободу передвижения всех граждан РФ мужского пола в возрасте от 16-ти до 60-ти лет, следующих в Приднестровье или из него. Таким образом, денонсация упомянутого Соглашения направлена на блокирование и поэтапное разрушение формата миротворческой операции. В связи с этим уместно напомнить об аналогичных действиях Молдовы по ограничению передвижения российских военнослужащих-миротворцев, следующих в Приднестровье через аэропорт г. Кишинева, выразившихся в многочисленных фактах их депортации из РМ.

Таким образом, при вступлении в силу решения, принятого Верховной Радой, Оперативная группа российских войск и миротворческий контингента РФ окажется в тотальной блокаде. Координатор управления генеральных инспекторов Минобороны РФ Юрий Якубов расценивает запрет транзита российских грузов в Приднестровье как фактор, который может привести к эскалации обстановки. Российский генерал отметил, что «сейчас, когда Украина прервала все соглашения с Россией в сфере военно-технического сотрудничества, включая транзит грузов через украинскую территорию, министерству обороны ничего не остается, как обеспечивать всем необходимым российские формирования по воздушному мосту, с помощью самолетов военно-транспортной авиации. Оставить миротворцев на голодном пайке мы не позволим»[3].

Таким образом, очевидно, что ежедневно усиливающееся внешнее блокадное окружение Приднестровской Молдавской Республики носит системный целенаправленный характер и охватывает все жизненно значимые сферы, включая область безопасности, создавая тем самым актуальные вызовы и угрозы интересам не только Приднестровья, но и Российской Федерации. Подтверждением серьезности данной проблемы служит недавнее заявление Командующего войсками Западного военного округа РФ генерал-полковника Анатолия Сидорова, который охарактеризовал ситуацию как фактический политический и экономический шантаж руководства Молдовы в отношении Приднестровья[4].

Как известно, официальный Кишинев на различных международных площадках регулярно заявляет о необходимости скорейшей замены проводимой под эгидой России миротворческой операции на Днестре на некую «гражданскую миссию наблюдателей». При этом Молдова систематически организует провокации с участием представителей полиции и других своих силовых структур в Зоне безопасности, находящейся под контролем Совместных миротворческих сил, с очевидной целью дискредитации их деятельности. К примеру, за прошлый год зафиксировано порядка 30-ти конфликтных ситуаций в Зоне безопасности, восемь из которых потенциально могли привести к резкому обострению обстановки и выходу ситуации из-под контроля[5].

Дополнительную остроту ситуации придает факт нелегитимного присутствия правоохранительных структур Республики Молдова, дислоцированных в Районе с повышенным режимом безопасности (городе Бендеры) в нарушение договоренностей, регламентирующих взаимодействие сторон в Зоне безопасности. В частности, на текущий момент в Бендерах действуют: т.н. «инспекторат полиции муниципия Бендер», Управление транспортной полиции РМ, два пенитенциарных учреждения РМ (включая туберкулезную тюрьму), отдел документирования граждан, батальон патрульно-постовой службы, суд, а также судебные приставы и прокурорские работники, формируются и иные силовые подразделения с неясными задачами. Таким образом, общая численность сотрудников силовых ведомств Молдовы в Бендерах может достигать 500-600 человек, из которых лишь нахождение 100 сотрудников полиции РМ (членов Объединенной оперативно-следственной группы) базируется на взаимном соглашении[6].

Обращает на себя внимание и тот факт, что на протяжении двух последних лет Молдова отказывается от проведения плановых совместных учений по проверке состояния боевой готовности сил и средств миротворческих сил.

Более того, уже почти целый год (с 26 июня 2014 г. и до настоящего времени) молдавские представители в руководящем органе операции – Объединенной Контрольной Комиссии (ОКК) – блокируют ее полноценную работу, отказываясь в нарушение Регламента ОКК от принятия решений в рамках рабочей повестки. Именно по этой причине не осуществляется системное рассмотрение и принятие решений ОКК по еженедельным докладам военных наблюдателей об обстановке в Зоне безопасности. В силу этого отсутствует возможность оперативно решать вопросы, связанные с проведением операции по поддержанию мира.

В связи с этим необходимо отметить, что дестабилизация обстановки на Днестре происходит на фоне беспрецедентной активизации в Молдове США и блока НАТО, поступательного наращивания военного потенциала и перевооружения национальной армии РМ, активизации программ подготовки военных кадров, регулярного проведения совместных со странами-членами НАТО учений в непосредственной близости от Зоны безопасности.

Военнослужащие армии Молдовы также регулярно участвуют в миротворческой операции в Косово (KFOR), которая проходит под эгидой НАТО. Примечательно, что в сентябре 2014 г. комиссия по внешним связям Сената США единогласно одобрила «Акт поддержки свободы в Украине», согласно которому Молдове, Украине и Грузии предоставлен статус основного союзника США вне НАТО. 22 августа 2014 г. вступил в силу новый Индивидуальный план партнерства РМ-НАТО, рассчитанный на 2014-2016 годы. Молдова также присоединилась к инициативам НАТО «Платформа взаимодействия» и «Инициатива по укреплению обороноспособности», которые были запущены на саммите НАТО в сентябре прошлого года в Уэльсе. В текущем году в Кишиневе будет открыт Офис связи НАТО, причем в Молдове с 2007 года действует Центр информирования и документирования Североатлантического альянса.

Характерно, что в марте текущего года в ходе встречи премьер-министра РМ Кирилла Габурича с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом была достигнута договоренность об углублении сотрудничества Молдовы с НАТО в сфере обеспечения национальной безопасности[7]. В частности, ведется разработка новой Стратегии национальной безопасности Молдовы. Весьма показательным является и тот факт, что 1-4 июня 2015 г. в Кишиневе впервые пройдет заседание Комитета НАТО, в котором примут участие 28 политических советников государств-членов Альянса[8].

В марте текущего года в интервью радио «Свобода» министр обороны Молдовы Виорел Чиботару заявил, что в стране приняты меры по повышению боевой готовности вооруженных сил по программе, поддержанной НАТО. По его словам, республика должна готовиться к угрозе «гибридной» войны, которая была применена Россией для захвата частей территории Украины[9]. Весьма откровенно высказался и президент Молдовы Николае Тимофти, считающий ошибкой нейтральный статус своей страны, которую необходимо исправить, внеся изменение в Конституцию, а затем – вступить в НАТО[10].

В данном контексте стоит особо подчеркнуть, что молдавская сторона и ее партнеры из блока НАТО отнюдь не ограничиваются декларативными заявлениями, целенаправленно нагнетая напряжение в военно-политической области. В этом смысле крайне тревожной и весьма показательной является ситуация, когда на одном из этапов учений армии РМ и национальной гвардии США 26 марта 2015 г. военные, включая бронетехнику, вторглись в пределы Центрального участка Зоны безопасности, в районе пересечения трассы «М-14» и дороги Балабанешты-Чимишены (квадрат – 1262). Стоит отметить, что Зона безопасности определена в соответствии с Соглашением о принципах мирного урегулирования от 21 июля 1992 года и прямую ответственность за отсутствие в ней неконтролируемых вооруженных формирований несут трехсторонние миротворческие силы[11]. Очевидно, что молдавские военные имеют необходимую картографическую информацию и хорошо осведомлены о границах зоны контроля миротворческой операции. В таких условиях сложно расценить данный инцидент иначе, как вызов миротворческому процессу на Днестре и демонстративное игнорирование молдавской стороной статуса Зоны безопасности.

Таким образом, расширение практического сотрудничества РМ с НАТО и связанные с этим процессом скоординированные действия Молдовы и Украины по блокированию потенциала миротворческой операции на Днестре и слому ее формата являются крайне актуальным фактором эскалации напряженности, который уже в ближайшей перспективе способен привести к существенному силовому дисбалансу в Причерноморье в пользу Североатлантического альянса.

В данной критической с точки зрения интересов безопасности ситуации чрезвычайно остро востребованы практические меры общественного, научного-экспертного и информационного характера, направленные на эффективное противодействие агрессивному деструктивному влиянию и обеспечение дополнительной формы защиты миротворческой операции. Представляется, что использование инструментов публичной дипломатии и медиа-коммуникационных ресурсов для системной поддержки миротворческой миссии на Днестре является востребованным и эффективным практическим инструментом, который в сочетании с усилиями России и Приднестровья на международно-политическом уровне способен сохранить региональную стабильность и безопасность.

К числу таких действий можно отнести следующие мероприятия:

  • Создание положительного общественно-информационного фона и активное взаимодействие с международным научно-экспертным сообществом из стран ближнего и дальнего зарубежья в части популяризации и продвижения накопленного положительного опыта миротворчества под эгидой России.
  • Организация системной деятельности по экспертно-информационному обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов жителей Приднестровья (с акцентом на российских гражданах и соотечественниках), подвергающихся опасности вследствие нелегитимных односторонних действий силовых структур Республики Молдова в Зоне безопасности.
  • Проведение международных, региональных и двухсторонних мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов, совещаний, «круглых столов», брифингов и презентаций) с участием российских и зарубежных официальных лиц, военных специалистов, ученых, общественных деятелей, представителей СМИ, экспертов по проблематике мира и безопасности как в самом Приднестровье, так в России и на зарубежных площадках.

В данном контексте позиции Приднестровья и Российской Федерации совпадают и заключаются в принципиальной необходимости сохранения доказавшего за 23 года свою эффективность миротворческого механизма на Днестре до момента окончательного и всеобъемлющего урегулирования конфликта исключительно мирными политическими средствами.


[1] Нина Штански: «Молдова вводит новые правила для приднестровских предприятий» // Официальный сайт МИД ПМР. 2015. 8 мая. URL: http://mfa-pmr.org/ru/Lyk (дата обращения 14.05.2014).

[2] Порошенко выступил за возврат Приднестровья в состав Молдовы // Журнал «Фокус»: интернет-сайт. 2015. 17 марта. URL: http://focus.ua/country/326634/ (дата обращения 14.05.2014).

[3] Минобороны пообещало снабжать миротворцев в Приднестровье по воздуху // «LENTA.RU». 2015. 22 мая.

URL: http://lenta.ru/news/2015/05/22/airlift/ (дата обращения 22.05.2014).

[4] ЗВО: действия Молдавии затруднили снабжение ВС России в Приднестровье // РИА Новости: интернет-сайт. 2015. 24 апреля. URL: http://ria.ru/defense_safety/20150424/1060651042.html (дата обращения 14.05.2014).

[5] Угроза миру на Днестре / Александр Александров // «Красная звезда»: интернет-сайт. 2015. 26 января. URL: http://www.redstar.ru/index.php/daty/item/21289-ugroza-miru-na-dnestre (дата обращения 14.05.2014).

[6] Разъяснения Комитета государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики // Официальный сайт КГБ ПМР. 2014. 28 января. URL: http://www.kgb-pmr.com/news/271 (дата обращения 14.05.2015).

[7] Молдова и НАТО договорились об углублении партнерства // «Цензор.НЕТ»: интернет-сайт. 2015. 20 марта. URL: http://censor.net.ua/n329381 (дата обращения 14.05.2014).

[8] В Кишиневе проведут заседание комитета НАТО // Информационный портал «NOI.MD»: интернет-сайт. 2015. 30 апреля. URL: http://www.noi.md/ru/news_id/60354#close (дата обращения 14.05.2014).

[9] Виорел Чиботару: войска Молдовы готовятся к гибридной войне // Информационный портал «MOLDOVAinform»: интернет-сайт. 2015. 20 марта. URL: http://moldovainform.md/ru/news/20150320/24199.html (дата обращения 14.05.2014).

[10] Молдавия может остаться без нейтралитета и суверенитета / Светлана Гамова // «Независимая газета»: интернет-сайт. 2015. 6 апреля. URL: http://www.ng.ru/cis/2015-04-06/7_moldavia.html (дата обращения 14.05.2014).

[11] Справочно: Зона Безопасности обладает протяженностью 225 км. и шириной 12-20 км. разделена на 3 участка: Северный, Центральный и Южный (самые крупные – Северный и Южный участки, протяженностью 85 и 80 км.). Зона Безопасности преимущественно охватывает территорию Приднестровской Молдавской Республики (~60% площади), незначительную часть территории Республики Молдова (~ 5% площади), оставшаяся часть охватывает реку Днестр.