Читаю многочисленные публикации в СМИ на тему украинского внешнего долга и не могу отделаться от ощущения, что присутствую  на спектакле  театра абсурда с одним только отличием:  персонажи пьес Эжена Ионеско заменены современными  украинскими политиками.

Газеты сообщают, что  переговоры Киева о реструктуризации украинских евробондов с комитетом частных  кредиторов во главе с инвестфондом  Franklin Templeton, которые должны были завершиться до  начала  июня, зашли в тупик. Минфин Украины обвинил частных западных кредиторов в том, что они «упорно отказываются обсуждать списание основной части долга». В свою очередь комитет кредиторов выразил разочарование  итогами переговоров, указав, что предложил Киеву щадящие  условия реструктуризации[i].

Оба предложения соответствуют условиям соглашения Украины с МВФ, в котором предусмотрено снижение выплат частным кредиторам в период действия соглашения (2015-2019 гг.)  на сумму 15,3 млрд. долларов с тем, чтобы  сократить   к 2020  году размер долга до 71% от ВВП, а  расходы государства на его обслуживание – до 10%  от ВВП. Разница в том, что украинский вариант реструктуризации включает в себя  списание 40%  основной части долга, снижение купонных выплат   и пролонгацию (отсрочку) возвращения  оставшихся 60% долга на период после 2019 года. Предложение же комитета кредиторов предусматривает  лишь снижение купонных выплат и пролонгацию 100% долга на период после окончания срока действия соглашения с МВФ.

Каких только хитрых аргументов и способов не выдумывают  киевские власти для того, чтобы не возвращать деньги,  напугать кредиторов и заставить их  списать долги!

Киев мотивирует свои требования тем,  что в  стране катастрофическое  экономическое положение, у него  не хватает денег для текущих выплат по долгам, поэтому  частные кредиторы должны войти в положение Украины и взять на себя часть тяжелой ноши  по облегчению долгового бремени страны. Частные кредиторы, однако, ставят эти доводы под сомнение.   Во-первых, если сейчас нет денег,  почему власти уверены, что их не будет и после 2019 года? Ведь Киев уверяет, что проводит прогрессивные рыночные реформы, и надеется уже в следующем году добиться положительных темпов роста ВВП.   Во-вторых, почему именно частные инвесторы, т.е. компании, коммерческие  банки, пенсионные фонды и т.п. должны взять на себя часть ноши по  облегчению долгового бремени Украины? Разве они виноваты в том, что полученные правительством Украины от кредиторов деньги были потрачены бездарно?

Незадолго до истечения намеченного срока завершения переговоров с комитетом частных кредиторов  киевские власти,  как опытные шантажисты,   сделали решительный ход конем. 19 мая  Верховная  Рада по представлению правительства приняла закон «Об особенностях осуществления сделок с государственным, гарантированным государством долгом и местным долгом», согласно которому правительство страны может вводить мораторий на выплату внешних долгов. Даже обычно сдержанная солидная газета Financial Times  назвала этот закон  «провокационным  вариантом … на фоне признаков тупика в переговорах с кредиторами»[ii].

В официальном сообщении правительства по поводу принятия закона разъясняется, что «в случае атаки недобросовестных кредиторов на Украину,  мораторий защищает активы государства и государственного сектора»[iii].

Уму непостижимо! Наверное, впервые в мировой практике  определение «недобросовестный» применяется не к должнику, который отказывается платить, а к кредитору, который требует от должника вернуть взятые взаймы деньги. Воистину,  логика вывернутая наизнанку.

В сопроводительной записке правительства к закону сказано, что он принимается для «защиты интересов украинского народа», а сэкономленные деньги будут использованы «на нужды населения», а не «на возврат кредитов, которые брал клептократический режим Януковича»[iv] (в заботу правительства о народе верится слабо, судя по тому, что оно вытворяет с пенсиями и коммунальными платежами). Видимо, имеется в виду, что иностранные кредиты при Януковиче разворовывались,  и поэтому их можно не возвращать.  Подтверждая этот вывод,  премьер-министр А.Яценюк заявил в парламенте, что  «не может выплачивать внешние кредиты, которые брало правительство Николая Азарова во времена правления Виктора Януковича»[v].

Еще один логический кульбит киевских циркачей: кредиторы-то причем, если должник использовал взятую взаймы сумму нецелевым образом?  За что их-то  наказывать? Накажите того, кто разворовал деньги. В этой связи можно было бы напомнить  авторам закона, что их  прямой начальник – П.Порошенко,  –   и есть самый  явный представитель «клептократического режима». Он несет полную ответственность за разворовывание кредитов (если оно действительно имело место), поскольку  занимал при президенте Януковиче должность министра экономического развития и торговли, т.е. по своим функциональным обязанностям участвовал в решении всех вопросов, связанных с привлечением и использованием зарубежных кредитов. Подпись  Петра Алексеевича есть на многих документах правительства тех лет, которые определяли,  кому и на какие цели должен перечисляться  полученный правительством иностранный кредит.

Пассаж относительно «клептократического режима»  можно понять,  как  нежелание правительства возвращать все долги,  взятые у иностранных кредиторов украинским правительством, а также под его гарантии государственными компаниями и банками  в период правления Януковича, т.е. с февраля 2010 года по февраль 2015 года.

Согласно статистике Минфина Украины, за этот период внешний государственный долг Украины вырос на 12,2 млрд.  долларов.

Динамика внешнего государственного долга и валового внешнего долга Украины с 2010 по 2015 годы[vi]  (в млн. долл. США)
Внешний государственный долг Валовой внешний долг соотношение
(госдолг / ВВД)
на 01.01.2010 26518,7 103396,0 25.6%
на 01.01.2011 34759,6 +8240.9 +31.1% 117343,0 +13947.0 +13.5% 29.6%
на 01.01.2012 37474,5 +2714.9 +7.8% 126236,0 +8893.0 +7.6% 29.7%
на 01.01.2013 38658,8 +1184.3 +3.2% 135065,0 +8829.0 +7.0% 28.6%
на 01.01.2014 37536,0 -1122.8 -2.9% 142079,0 +7014.0 +5.2% 26.4%
на 01.01.2015 38792,2 +1256.2 +3.3% 126307,0 -15772.0 -11.1% 30.7%

 

Но ведь среди тех, кто в указанные  годы давал кредиты украинскому правительству, а также украинским государственным компаниям и банкам под правительственные гарантии, были  МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Международный банк реконструкции и развития, Европейское сообщество по атомной энергетике, Citibank, Deutsche Bank AG, UniCredit Bank, VTB Capital, Газпромбанк, Государственный банк развития КНР, Экспортно-импортный банк Китая, Экспортно-импортный банк Кореи, Сбербанк России и, конечно, правительство РФ[vii].

Кто-то может подумать, что украинское правительство и Верховная Рада осмелели до того, что решили «кинуть»  не только Россию и частных западных кредиторов, но и МВФ, МБРР, ЕИБ и другие международные организации, которые давали деньги «клептократическому режиму» Януковича и  которые продолжают давать Киеву  кредиты сейчас.

Но не тут-то было! Украинского горобца, в отличие от наивного русского  воробья,  на мякине не проведешь! Представляя правительственный законопроект в парламенте, премьер-министр А.Яценюк отметил, что  «речь идет исключительно ЧАСТНЫХ КРЕДИТОРАХ, которые являются владельцами долговых обязательств Украины».

Здесь надо заметить, что в конце  текущего года украинское правительство обязано погасить перед Россией крупный долг (в декабре 2013 года российское  правительство выкупило  серию   эмитированных украинским правительством двухлетних евробондов на сумму 3 млрд. долларов).  Как неоднократно заявляли украинские официальные лица, включая президента П.Порошенко,   они  рассматривают  этот долг,  как «коммерческий»  (т.е. долг перед частными компаниями и банками) на том основании, что  обычно евробонды покупают в инвестиционных целях именно коммерческие  банки, компании, пенсионные фонды и другие частные  финансовые структуры.

В этой связи министр финансов  Н.Яресько заявила, что  долг перед Россией должен быть  реструктурирован  на тех же условиях, что и долг перед комитетом частных кредиторов. Украинское правительство упорно продолжает «гнуть» эту линию, хотя Россия передала Киеву  данные о том, что ни одна еврооблигация  выпущенной 20 декабря 2013 года серии не попала в руки частных инвесторов,  и всем  выпуском владеет Министерство  финансов России. Не убеждает украинских руководителей и тот факт, что   к категории «официальных» (т.е. некоммерческих) долгов (public debts) по терминологии международных экономических организаций относятся любые долговые обязательства перед иностранными государственными органами, даже коммерческие  кредиты, гарантированные государством[viii].

В дополнении к пункту о «частных кредиторах»  хитрые авторы законопроекта включили в него  положение  о том, что «любой мораторий, который может быть введен, не повлияет на двусторонние и многосторонние долговые обязательства, а также не будет влиять на внутренние обязательства». В переводе с бюрократического на нормальный русский язык это означает следующее:  если правительство решит не возвращать деньги какому-то конкретному частному кредитору, например, российскому, то это не значит, что оно отказывается выплачивать долги другим кредиторам – как иностранным (частным банкам, правительствам и международным организациям),  так и национальным.  Такой выборочный подход – неуклюжая попытка избежать дефолта: дескать, отказ возвращать деньги одному кредитору  не означает, что государство неспособно  обслуживать внешние и внутренние  долги в целом.

Вообще, указанный закон – уникальный документ, просто перл законотворчества. Оказывается можно вот так – принятием внутреннего нормативного акта, – отказаться от выполнения международных обязательств. В общем, семья Нечипорук  собралась вечерком на семейный совет и за чашкой чая решила, что отдавать долг семье  Ивановых не стоит. Пусть лопнут от злости, жмоты москальские, раз не понимают, что Нечипорукам    самим денежки не лишними будут!

Еще один мощный аргумент в пользу решения не возвращать долг России  15 июня привел президент П.Порошенко. Он заявил в интервью агентству Bloomberg, что вся ситуация с получением российского кредита в конце 2013 года имела сомнительную природу: «Прежде всего, я понимаю, что это было взяткой, которая последовала незамедлительно после отказа Януковича от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе».

Железная логика! Надо полагать, те руководители государства, которые придут на смену П.Порошенко и А.Яценюку,  по этой логике  имеют  право отказаться возвращать долги МВФ на том основании, что полученные от этой организации кредитные линии от марта 2014 года (4.6 млрд. долларов) и марта 2015 года (17.5 млрд. долларов) являлись  взяткой ЗА подписание Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

Но главное все же состоит в другом. Заявляя об отсутствии денег и требуя списать долги, киевские власти  лукавят. Экономическая ситуация на Украине, конечно, тяжелая, но вовсе не настолько, чтобы  государство  не было способно  выполнять свои долговые обязательства.

Правительство Украины напоминает мне старого ростовщика, прожженного шулера и хитрована,  который уверен, что может обмануть любого.  Подобно  Плюшкину он  ходит в драном  халате, вечно жалуется на нищету,  канючит копеечку  у заезжих купцов и прохожих, но при этом регулярно пополняет набитую золотыми монетами кубышку.

Статистика свидетельствует о том, что золотовалютные резервы украинского  Центробанка растут.  Если на начало 2015 года они составляли 6,7 млрд. долларов, то на 1 мая 2015 г. 9, 63  млрд., а на 1 июня 2015 г. –  9,92  млрд., т.е.  за май выросли на 2,97%, или на 287 млн долларов[ix]. Худо-бедно, правительству удалось стабилизировать государственные финансы: курс национальной валюты удерживается на уровне 24-26 гривен за доллар. За счет урезания социальных расходов государственный бюджет сводится с солидным профицитом (более 8 млрд.  гривен в январе-апреле с.г.).[x] С учетом небольшого, но все же реального превышения экспорта над импортом, а также денежных переводов от украинских граждан, работающих за рубежом, этого вполне хватит для того, чтобы сделать выплаты по  всем долгам, которые  приходятся на 2015 год (10,7 млрд.  долларов).

Комитет  кредиторов во главе с инвестфондом  Franklin Templeton как раз и обратил внимание на все эти факты, напомнив Киеву, что международные резервы в любом государстве существуют  не только для  поддержания курса национальной валюты, но и в целях погашения внешнего  долга. Однако украинские власти категорически отказались использовать золотовалютные резервы  для погашения задолженности, поскольку, как говорится в сообщении министерства финансов Украины, это  «является явным нарушением законодательства Украины и в целом противоречит лучшим практикам центральных банков».

Прием, достойный искуснейших шулеров: сначала по представлению правительства  Верховная Рада принимает закон, запрещающий использовать имеющуюся кубышку для возврата долгов, а потом правительство в  переговорах с кредиторами со скорбным выражением лица ссылается на этот закон. А чего стоит ссылка на «лучшие мировые практики»!  Видимо, имеется в виду практики некоторых государств Центральной Африки, которые искренне убеждены в том, что долги отдают только дураки,   и  растаскивают золотовалютные резервы центробанков  по домам: в хозяйстве все пригодится. Впрочем, у киевских властей еще есть потенциал для совершенствования в деле использования  «лучших мировых практик».

По всем критериям,  принятым  международными экономическими организациями (в частности МВФ и Парижским Клубом, объединяющим  суверенных, т.е. государственных  кредиторов),   Украина никак не  подходит под категорию стран, которые могут претендовать на  списание долгов.

Парижский Клуб списывает долги слаборазвитым странам по нескольким  схемам:  неапольской, торонтской, лионской и  кельнской (по названиям городов, где были разработаны эти схемы). В частности, неапольские условия списания применяются по отношению к странам с ВВП на душу населения менее 500 долларов  (или отношением  долга к объему годового экспорт более 350%), торонтские условия – с ВВП на душу населения  менее 540 долларов.  Принятая в 1999 г. инициатива  HIPC (Heavy Indebted Poor Countries, Бедные страны с высоким уровнем долга), в реализации которой участвуют Всемирный банк, МВФ, другие многосторонние структуры, а также развитые западные страны  и государства с переходной экономикой (включая Россию),  предусматривает списание  долга слаборазвитым странам  с доходами на душу населения ниже 380 долларов  в год.

Реструктуризация долга по хьюстонским условиям Парижского клуба, которая  предназначена для развивающихся  стран со «средним» уровнем дохода на душу населения (не более 1235 долларов)  и отношением суммы долга к стоимости годового экспорта не менее 275%,  вообще не предусматривает списания, предполагая  лишь пролонгацию (отсрочку) выплат по долгу.

А теперь сравните эти цифры с  украинскими показателями. ВВП страны в 2013 году составил около 135 млрд.   долларов при населении 44,3 млн. человек, т.е. 3 тыс. долларов на душу населения, а в 2014 году (с учетом девальвации гривны по отношению к доллару)  2132 доллара[xi]. Отношение государственного долга (38,8 млрд. долларов на 1.01.2015) к годовому объему экспорта (52,5 млрд.) составляет 74%, что также намного ниже предельных значений, предусмотренных международными экономическими организациями[xii].

Объем государственного, а также гарантированного государством внешнего долга украинских государственных предприятий и банков  составляет сейчас несколько больше 70% от ВВП и, по расчетам правительства, должен достигнуть 90% к концу текущего года. Сравните эти цифры с уровнем государственной внешней задолженности хотя бы стран-членов ЕС: Греция –  174%, Италия – 136%, Португалия – 131%, Кипр – 117%, Испания – 98%, Франция – 95%[xiii].  Во многих развивающихся странах уровень внешнего долга еще больше, но никто не требует списания долгов. А ведь эти страны, являющиеся членами МВФ либо Евросоюза,  через финансовые  структуры ЕС и МВФ кредитуют Украину. Как в известной сказке про лису и волка: битый небитого везет.

Деньги у правительства есть. Тем не менее, оно упорно изображает из себя больного  нищего и ходит по вагонам электрички, курсирующей между Брюсселем и Вашингтоном, распевая одну и ту же унылую песнь со слезливым  припевом:  «подайте люди добрые на пропитание».

Надо признать, эту роль украинское правительство играет талантливо, а временами  вдохновенно. Настолько, что ему даже удалось убедить некоторых наивных россиян. Как заявил  первый зампред международного комитета Госдумы Л.Калашников “Требовать с нее (с Украины) долги — безумие. У них не хватает денег ни на что”. По его словам, вряд ли Россия должна оказать дополнительную помощь  Украине, “но требовать с нищего, чтобы он где-то достал деньги, абсолютно нереально”. Поэтому, по мнению депутата, реструктуризация украинского долга перед Россией  вполне вероятна[xiv].

Видимо, столкнувшись с упорным нежеланием комитета   кредиторов списывать долги,  сознавая  неубедительность своих доводов и слабость позиций на переговорах, украинские власти решили прибегнуть к последнему, самому убедительному аргументу. Подобно мелкой шпане, которая,  получив  при попытке гоп-стопа решительный отпор от нехилого прохожего, бежит за помощью к криминальному авторитету,  премьер-министр А.Яценюк и министр финансов Н.Яресько в начале июня в пожарном порядке вылетели в Вашингтон,  где нажаловались на  несговорчивых  кредиторов, не желающих войти в положение прогрессивно-революционной Украины.

Удастся ли Вашингтонскому обкому уговорить вредный Franklin Templeton согласиться на списание долгов или не удастся, мы скоро узнаем из сообщений о ходе переговоров украинского правительства с комитетом кредиторов. Мы также очень скоро, а именно 22 июня, узнаем, отважится  ли Киев не перечислять российскому министерству финансов 75 млн. долларов в качестве оплаты по купонам упомянутого выше выпуска украинских еврооблигаций на том основании, что таких денег у него просто нет, или же  отложит реализацию закона о моратории до  20 декабря, т.е. до дня  погашения всего выпуска евробондов на сумму 3 млрд. долларов.

*     *     *     *     *     *     *     *     *     *

В общем,  не хотят украинские власти  возвращать долги,  и все тут.

В Киеве, однако, не понимают одной простой вещи: они могут принимать какие угодно законы, вместо неприятного слова «дефолт» использовать любые красивые дефиниции типа «выборочный мораторий» или «односторонняя реструктуризация», – сути дела это не меняет.

Вероятно,  правительства западных стран и находящиеся под их контролем международные экономические организации, включая МВФ, продолжат  кредитование Украины и в дальнейшем (конечно, если нынешние лидеры удержат власть и по-прежнему будут проводить  антироссийский и прозападный курс). Практика показывает, что такие кредиты лишь удерживают  страны-должники  от полного банкротства (например, кредиты МВФ выдаются для погашения старых долгов и поддержания стабильного курса национальной валюты),  однако содействовать экономическому росту они не могут. Обеспечить экономическое развитие  способны только частные прямые инвестиции и кредиты коммерческих банков, а для них главный вопрос – доверие к должнику и уверенность в том, что он вернет деньги. Но какой западный (или восточный, не важно) коммерческий банк или частная компания после всего случившегося будет доверять Киеву и отважится инвестировать средства в страну, правительство которой отказывается возвращать долги?

Дураков среди западных коммерсантов нет, и деньги они умеют считать. Поэтому если правительство Украины в одностороннем порядке откажется погашать долги перед комитетом кредиторов или перед Россией,  формально не объявляя дефолт, международные рейтинговые агентства  снизят  кредитный рейтинг Украины до отметки «банкротство», и  доступ к частным иностранным инвестициям и кредитам  будет закрыт полностью.  Даже если Киеву  с помощью Вашингтона  удастся уломать комитет кредиторов и добиться списания части долгов, еще очень долго правительство Украины и украинские предприятия  не смогут выйти на международные рынки капитала: у частных инвесторов хорошая память.

Нынешние украинские руководители напоминают мне одного  хитрована, с которым я был знаком в молодости. Он носил в разных карманах пиджака две пачки сигарет. Сам курил «Мальборо», а когда кто-то просил  у него закурить, угощал дешевой «Примой». При этом не упускал возможности «стрельнуть» хорошую сигарету у знакомого и незнакомого. Часто брал взаймы (правда, по мелочи) и никогда не отдавал. Любимая его поговорка: «Берешь ведь чужие, а отдаешь-то СВОИ!!».  Естественно, в конце концов  многие  раскусили его  хитрые приемчики:  парень нередко ходил с разбитой мордой и плохо кончил. Боюсь, такая же судьба (в переносном смысле) ожидает и нынешнюю киевскую политическую команду.

А еще киевские лидеры  ассоциируются для меня с героями пьес  Эжена Ионеско, о которых он писал: «Персонажи этого театра, моего театра, ни трагические, ни комические, они — смешные. У них нет каких бы то ни было трансцендентальных или метафизических корней. Они могут быть только паяцами, лишенными психологии, во всяком случае, психологии в том виде, как ее до сих пор понимали. И тем не менее,  они, конечно же, станут персонажами-символами, выражающими определенную эпоху»[xv].

Я полностью согласен с Ионеско, хотя он писал не об Украине. Нынешние украинские лидеры – символы эпохи «Революции Халявы» (по украинской терминологии – «Революции достоинства»), которые  не признают  никаких международных  законов и надеются обмануть весь мир.


[i] http://www.interfax.ru/business/447036

[ii] http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2035366

[iii]http://www.baltinfo.ru/2015/05/19/Rada-Ukrainy-prinyala-zakon-o-moratorii-na-vyplatu-vneshnikh-dolgov-495454

[iv] http://www.interfax.ru/russia/442764

[v] http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2035366

[vi] http://index.minfin.com.ua/index/debtgov/

[vii] http://www.interfax.ru/business/447036

[viii] http://www.clubdeparis.org/sections/dette-traitee-en-club/categories-de-dette/definition-dettes

[ix] http://www.rbcua.com/rus/news/zvr-ukrainy-mae-vyrosli-mlrd-doll-1433427289.html

[x] http://www.from-ua.com/news/348859-ukraina-stremitelno-perevipolnyaet-byudzhet-cifri.html

[xi] http://rg.kiev.ua/page5/article33968

[xii] https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/up.html

[xiii] http://www.facenews.ua/articles/2015/270644/

[xiv] http://www.interfax.ru/business/447036

[xv] http://ec-dejavu.ru/a/Absurd_b.html