Недавняя громкая отставка премьера Республики Молдова (РМ) К.Габурича и его кабинета ознаменовала завершение длившегося менее полугода периода относительной политической стабильности в Молдове и вступление страны в новый кризисный этап, перспективы выхода из которого пока не просматриваются. Парламенту РМ предстоит избрать нового премьера и новый состав кабинета министров, что в случае неудачи повлечет проведение новых парламентских выборов. Лидеры основных парламентских фракций – Либерально-демократической партии (В.Филат) и Демократической (М.Лупу) заявили о начале переговоров о формировании правящей коалиции большинства. «В нынешней ситуации досрочные парламентские выборы означали бы катастрофу для Молдовы», – подчеркнул лидер ЛДПМ.

В свою очередь, М.Лупу отметил, что начнет переговоры с партиями, готовыми поддержать приоритеты евроинтеграции. В этой связи он отметил, что переговоры будут вестись как с Либеральной партией, так и Партией коммунистов Республики Молдова. При этом в качестве основной цели выдвигается задача формирования правящей общенациональной коалиции в составе четырех партий: Либерально-демократической, Демократической, Либеральной и Партии коммунистов.

Такая постановка вопроса кажется чрезмерно оптимистической даже наблюдателям проевропейского толка. Если участие коммунистов в коалиции – уже имевший место факт, то их совместимость с либералами весьма проблематична. Да и лидер прорумынской Либеральной партии М.Гимпу достаточно амбициозен: он продолжает придерживаться своей точки зрения о нежелании формировать коалицию ни с какой партией, пока на должность генпрокурора страны не будет назначен европейский чиновник.

Основная особенность нынешнего кризиса заключается в том, что он возник непосредственно перед проведением выборов в местные органы власти, состоявшихся 14 июня 2015 года.  Впрочем, совпадения такого рода вряд ли бывают случайными. Многие наблюдатели считают, что отставка К.Габурича, обвиненного в подделке университетского диплома, была сознательным пиар-ходом правящей группировки, своего рода «жертвой качества», предпринятым ею с целью продемонстрировать национальному электорату перед выборами, что она готова на любые меры с целью обеспечения «чистоты» своих рядов.

Итоги выборов некоторыми обозревателями расцениваются как крупный успех проевропейских партий и «полный провал» социалистов. В качестве подтверждения приводятся данные ЦИК, согласно которым проевропейские партии получили перевес в 24 районах страны. ЛДПМ и ДПМ могут сформировать большинство в 11 районных советах Молдовы. ЛДПМ достались посты примаров (мэров) в 181 населенном пункте, ДПМ – в 147, ПКРМ – в 31, ПСРМ – в 22, ЛП – в 13, а в ряде населенных пунктах предстоит провести повторные выборы.

В то же время Партия социалистов победила в четырех районах страны и заняла третье место по количеству районных советников. Кандидаты Партии социалистов на должность примаров вышли во второй тур в 15 городах страны, в том числе в Кишиневе. ПСРМ намерена начать борьбу за победу во втором туре в этих городах, как только ЦИК объявит этому старт. В муниципальном совете Кишинева у Партии социалистов будет самая многочисленная фракция. По предварительным результатам, в нее войдут 19 советников, однако это – не окончательное число, если учесть требования социалистов о проведении повторного голосования в ряде населенных пунктов, где, по их мнению, выборы проведены с серьезными нарушениями.

Вместе с тем очевидно, что социалистам не удалось повторить успех на парламентских выборах 30 ноября 2014 года, которые они блестяще выиграли. Свою роль в первую очередь сыграл административный ресурс, которым обладают правящие партии, пришедшее к ним за годы правления умение выстраивать коллективные действия, в том числе тактические,   пропагандистская работа подконтрольных им СМИ.

Однако были допущены промахи и со стороны самой соцпартии, что уже является предметом серьезного партийного разговора. Первые выводы сделаны по горячим следам. Судя по заявлению лидеров партии И.Додона и З.Гречаной, партия намерена отойти от тактики «гордого одиночества», которой она придерживалась после парламентских выборов, и перейти к формированию широкой коалиции на местах с партиями левой направленности, включая местных советников от «Нашей партии», независимых кандидатов, а также с советниками от Партии коммунистов, которые будут готовы к сотрудничеству. Из числа потенциальных партнеров исключены лишь ЛДПР, Демпартия и либералы.

Еще один резерв социалистов – работа с молодежью, участие которой в выборах было вообще весьма низкой. Основной контингент избирателей составили лица старше 50 лет. Без преувеличения можно сказать, что перспективы всех партий Молдовы в значительной мере  связаны с борьбой за умы молодежи. Наконец, важный ресурс соцпартии – оживление работы на местах, умение находить нужных кандидатов. В Молдове получила достаточно широкое распространение точка зрения о том, что на местах голосовали не за партии, а за конкретных кандидатов, хорошо зарекомендовавших себя в глазах населения.

В разряд очевидных достижений левых сил на выборах – что также сочтено неожиданностью – можно отнести избрание лидера «Нашей партии» Р.Усатого на пост примара Бельцы – района с преобладающим русским населением.

28 июня 2015 года в Кишиневе и еще в 457 населенных пунктах, где примаров не удалось избрать в первом туре, состоится второй раунд выборов.

В Молдове сейчас сложилась парадоксальная политическая ситуация: дееспособная власть на местах и ее паралич в  верхах. Между тем, помимо планируемого избрания нового премьера и нового состава кабмина, не за горами президентские выборы, намеченные на март 2016 года. От того, насколько продуктивен будет анализ левых сил участия в состоявшихся местных выборах, в значительной мере будут зависеть и их результаты в этих кампаниях.