Завершившийся 20 июня Петербургский международный экономический форум стал показательным примером того, насколько успешным может быть сотрудничество бизнеса разных стран в том случае, если оно не определяется необоснованными и навязанными извне политическими решениями.

На форуме господствовала честность, конкретика и конструктив: происходил открытый, и иногда весьма жесткий, разговор о насущных проблемах российского инвестиционного климата, связанных с негативными внутренними и внешними факторами, а также предлагались механизмы преодоления сложившихся трудностей. Результаты мероприятия говорят сами за себя: за три дня были подписаны 205 соглашений на сумму более 293,4 млрд руб. В ПМЭФ приняло участие беспрецедентное количество гостей – 10 тысяч человек, представляющих 117 стран мира (в 2014 г. на форуме присутствовали около 7,5 тыс. делегатов из 81 государства). В оргкомитете форума подчеркнули, что ни один из руководителей иностранных компаний, приглашённых на ПМЭФ-2015, не отказался приехать на форум (как это произошло с главами ряда западных предприятий в прошлом году).

ПМЭФ-2015 обнажил истинное отношение европейских партнеров к введению антироссийских санкций и отмене ключевых проектов. Так, в связи с тем, что президент Владимир Путин в своем выступлении исключил возвращение к реализации проекта «Южный поток», определяющим событием форума стало подписание российско-греческого межправительственного меморандума о сотрудничестве в строительстве продолжения газопровода «Турецкий поток» на территории Греции. Кроме того, стало известно, что германская Wintershall рассматривает возможность участия в новом проекте «Газпрома» по строительству двух ниток «Северного потока». О развитии газотранспортных мощностей по доставке российского газа в Европу с «Газпромом» договорились также немецкая E.ON, нидерландско-британская Shell и австрийская OMV.

Важной особенностью ПМЭФ-2015 стало то, что на форуме впервые был организован диалог в новом формате: «ЕАЭС – ЕС» вместо «Россия – ЕС», что продемонстрировало намерение нашей страны вести скоординированную политику в европейском направлении совместно со своими партнерами по интеграции. Не удивительно, что в дискуссии превалировало мнение о высокой  экономической целесообразности интенсификации отношений между ЕС и ЕАЭС.

И всё же основной упор на Петербургском форуме был сделан не на реанимации «болезненных» отношений с Европой и другими развитыми странами. Весьма четко прослеживается смещение акцента с «Севера» на «Юг»: значительно большее число секций, а также повышенное внимание гостей форума было уделено сотрудничеству России с растущими экономиками и их объединениями. В частности, подробно рассматривались перспективы сопряжения проектов в рамках ЕАЭС, ШОС и «Экономического пояса Шелкового пути». Отдельные сессии были также посвящены сотрудничеству со странами Латинской Америки и Ближнего Востока. При этом главной темой прошедшего форума, по общему мнению экспертов, стало партнерство государств-участниц БРИКС.

Объединению БРИКС на ПМЭФ-2015 было посвящено три секции (не считая отдельных заседаний по двустороннему взаимодействию с Индией и КНР), это больше, чем какой-либо другой проблематике. На первой из них, носящей название «Деловой форум БРИКС», происходил обмен мнениями между представителями крупнейших деловых объединений стран блока.

На сессии были перечислены основные итоги работы последних лет по развитию торгово-экономического сотрудничества в рамках БРИКС: это значительное увеличение товарооборота (за период с 2007 по 2014 гг. взаимная торговля стран блока выросла более чем в 2,2 раз – с 132 до 297 млрд долл.), его диверсификация, а также прорыв в формате «БРИКС-аутрич», в результате которого возросли экономические связи государств-членов с заинтересованными в диалоге третьими странами. При этом главным достижением БРИКС, по мнению первого заместителя министра экономического развития РФ А.Е.Лихачева, является пошаговое заключение соглашений, определяющих основные «точки роста» для дальнейшего повышения качества взаимного товарного и инвестиционного обмена. В частности, по данным замминистра, к саммиту БРИКС – 2015, который пройдет в Уфе в 8-9 июля 2015 г., планируется представить Стратегию экономического партнерства в рамках БРИКС до 2020 года.

На сессии также было высказано мнение о том, что основным препятствием на пути развития взаимной торговли и инвестиций стран блока выступают сохраняющиеся во всех государствах БРИКС высокие административные барьеры. В связи с этим важным этапом укрепления взаимодействия в рамках БРИКС стало создание по инициативе российской стороны в лице Агентства стратегических инициатив Рабочей группы по устранению избыточных административных барьеров (Deregulation Working Group). В настоящее время рабочая группа осуществляет рассмотрение и реализацию ряда предложений в области таможенного администрирования и технического регулирования, страхования и смягчения визового режима.

В отношении дальнейшего развития партнерства деловых кругов стран БРИКС были выдвинуты предложения по усилению сотрудничества на уровне регионов, предприятий малого и среднего бизнеса, конкретных отраслевых проектов. Участники сессии также сошлись во мнении о целесообразности скорейшего перехода государств объединения к расчетам в национальных валютах.

Обсуждение проблематики БРИКС продолжилось на специальном заседании, посвященном Новому банку развития (НБР) и его значению в усилении роли стран объединения в международной финансовой системе. На данной сессии представителями БРИКС были сформулированы следующие принципиальные отличия НБР от существующих институтов развития:

– банк является первым институтом подобного масштаба, которым управляют развивающиеся страны;

– НБР нацелен на обеспечение потребностей государств-членов БРИКС и других развивающихся экономик, а также ориентирован на осторожную и «бережную» политику по отношению к заёмщикам;

– деятельность банка будет строиться по образу и подобию существующих институтов, но корректироваться во избежание повторения их ошибок (в частности, важной задачей создателей НБР является исключение возможности политизации его операций);

– приоритетные задачи НБР напрямую связаны с целевыми ориентирами национальных банков развития государств-членов БРИКС, которые призваны ассистировать банку в его деятельности (на саммите в Уфе планируется подписать меморандум о сотрудничестве между НБР БРИКС и национальными институтами развития);

– важнейшим приоритетом банка являются инвестиции в инфраструктуру, которые будут способствовать экономическому развитию и повышению уровня жизни в государствах – членах и третьих странах.

Наконец, последней из специализированных сессий по проблематике БРИКС стало заседание руководителей экспортных кредитных агентств (ЭКА) стран-участниц, между которыми на прошлогоднем саммите в Форталезе был заключен протокол о намерениях по развитию сотрудничества. По данным Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ОАО «ЭКСАР»), в 2014 г. ЭКА стран БРИКС предоставили поддержку экспорту на общую сумму 500 млрд долл., что составляет 60% от всех глобальных сделок экспортных кредитных агентств. На ПМЭФ-2014 ЭКА БРИКС подготовили совместное заявление, которое будет передано лидерам стран-участниц на саммите в Уфе, а также договорились о ежегодных встречах на уровне глав агентств и организации постоянного взаимодействия на рабочем уровне. К основным задачам сотрудничества руководители пяти агентств отнесли следующие:

– обмен опытом по совершенствованию кредитования и страхования экспорта;

– взаимное предоставление информации об экономическом положении, развитии институтов и реальной ситуации на рынках в странах блока;

– определение взаимодополняющих отраслей экономики стран БРИКС, выявление путей ликвидации барьеров и стимулирования торговли внутри объединения;

– реализация совместных проектов путем распределения риска и увеличения объема страхового покрытия на основе операций сострахования и перестрахования;

– выработка общей позиции и повышение роли БРИКС в разработке международных стандартов в области страхования и кредитования экспорта и инвестиций.

Помимо этого, руководители экспортных кредитных агентств БРИКС сошлись во мнении о том, что развитию взаимной торговли внутри блока способствовало бы создание рейтингового агентства, что позволило бы упростить работу ЭКА по оценке их клиентов и реализации совместных проектов. Возможности создания рейтингового агентства БРИКС планируется  обсудить в период до следующей встречи руководителей ЭКА в 2016 г.

Таким образом, Петербургский международный экономический форум – 2015 стал свидетельством того, как проведение планомерной работы по поддержанию конструктивного диалога способно превратить неформальный «клуб» в крепкое объединение крупнейших развивающихся экономик мира, демонстрирующее постоянное развитие. Учет руководством стран БРИКС взаимных экономических интересов, сознательное ограничение воздействия политических факторов на торговое, инвестиционное и финансовое сотрудничество являются объективными причинами заинтересованности российского бизнеса в реализации крупных проектов на данном направлении.

С нашей точки зрения, перед Россией в настоящее время не стоит выбора – налаживать отношения с Севером или интенсифицировать сотрудничество с Югом: универсальным «рецептом» для нашей страны на все времена является осуществление взвешенной внешнеэкономической политики, направленной на диверсификацию географической структуры внешнеторгового баланса. Представляется, что продемонстрированный на ПМЭФ-2015 формат конструктивного диалога вскоре станет новой «нормой» взаимодействия стран в создаваемом многополярном мире.