Один из наиболее животрепещущих вопросов современной международной жизни связан с вариантами альтернативного развития Греции в случае выхода страны из еврозоны.

На протяжении последних пяти месяцев длится бескомпромиссная «война нервов» между новым правительством Греции во главе с леворадикальной партией СИРИЗА и тройкой международных кредиторов – Еврокомиссией, ЕЦБ и МВФ. Ее завершение планируется в конце июня: именно 30 числа Афины должны выплатить МВФ сумму в размере 1,54 млрд. евро. Никаких пролонгаций по платежу не предполагается. Международный валютный фонд выступил с достаточно категоричным заявлением – греческое государство обязано выплатить долг к назначенному времени.

Вместе с тем у греческого правительства отсутствуют необходимые финансовые ресурсы для обслуживания долга. На сегодняшний день приостановлена международная программа помощи Греции, заморожен последний транш в размере 7,2 млрд. евро. Вопрос с его получением и составляет основу сегодняшнего торга. «Тройка» требует от Афин беспрекословного следования программе бюджетной экономии с параллельной возможностью введения новых стабилизационных мер.

Новое правительство страны, пришедшее к власти в январе 2015 года под лозунгом перемен и жесткого отпора продолжающемуся диктату со стороны международных кредиторов, полностью отвергает навязываемые требования.

Во-первых, уступки в диалоге с кредитными организациями со стороны греческого правительства невозможны чисто политически. Леворадикальная коалиция СИРИЗА состоит из десятка мелких политических образований левого толка. Большинство представителей коалиции являются не практиками, а теоретиками, «кабинетными» политиками, рьяно защищающими свои убеждения и не готовыми на компромиссы с последователями неолиберализма, доведшими страну до экономического коллапса. Пересмотр правительством Ципраса прежде заявленных позиций в направлении компромисса с кредиторами может привести к противоречиям внутри коалиции и возможному ее расколу.

Во-вторых, следование программе бюджетной экономии невозможно для современного правительства как с экономической, так и социальной точек зрения. На сегодняшний день в Греции наблюдается настоящий гуманитарный кризис. В государственном секторе уволены более 200 000 человек, 130 000 частных предприятий закрыты. Общий объем зарплат и пенсионных отчислений снизился с 26 млрд. евро в 2010 году до 18,5 млрд. в 2014-ом. При этом безработица в стране сохраняется на уровне 25%. Усилилось обнищание населения. В частности, анализ налоговых деклараций за 2012 год засвидетельствовал увеличение количества обедневших домохозяйств до 30%. Как отмечают эксперты, большинство греческих семей живут за счет финансовых выплат государства одному из членов семьи пенсионного возраста. Об этом упомянул и премьер-министр страны Алексис Ципрас в статье, опубликованной в германской ежедневной газете Tagesspiegel. Премьер подчеркнул, что пенсии на сегодняшний день являются последним оплотом для тех семей, в которых только один из домочадцев имеет работу, или, в худшем случае, нет ни одного работающего члена семьи. По словам Ципраса, в период с 2010 по 2014 год пенсии и выплаты социальных пособий были сокращены на 50%.

В подобных условиях принятие правительством дальнейших мер по сокращению пенсий и социальных выплат, на чем настаивают кредиторы, равноценно осознанному доведению страны до социально-экономической катастрофы.

Однако на компромисс с правительством Греции не согласны и европейские структуры. Несмотря на объективные данные о неудаче «греческого эксперимента» (проведение жестких бюджетных реформ в отрыве от реальных возможностей греческой экономики), международные кредиторы не готовы на пересмотр ранее принятых программ и договоренностей.

Упорство со стороны международных кредитных структур, и прежде всего ЕС, можно вкратце объяснить двумя факторами.

Первое. Опасность повторения греческого опыта в других странах-должниках юга ЕС. Победа партии СИРИЗЫ в переговорах с кредиторами может спровоцировать волну подобных встречных исков и со стороны других южноевропейских государств – Италии, Испании, Португалии.

Второе. Компромисс с греческой стороной может быть негативно воспринят общественностью стран-кредиторов. Кроме того, возможно усиление евроскептицизма среди богатых стран еврозоны, вынужденных оплачивать долги проблемных государств-членов.

Как итог – противоборство двух сторон набирает все большие обороты, приобретая характер подлинного политического противостояния. Для усиления давления на греческую власть в политических и экспертных кругах ЕС все чаще муссируются слухи о возможности реализации плана Б – вывода Греции из зоны единой европейской валюты.

Вместе с тем существует понимание, что осуществление подобного шага, даже как мера наказания строптивого и несговорчивого члена Евросоюза, может стать вызовом не только греческому государству, его экономике, но и самому ЕС. Будет создан опасный прецедент вывода неугодного государства из состава ЕС. Нарушится психологический климат в рамках Евросоюза, будет нанесен ущерб и политике дальнейшего расширения еврозоны. Общеевропейская организация докажет собственную рыхлость и неустойчивость. Углубится кризис недоверия к евро и еврозоне со всеми вытекающими последствиями.

В свете вышеизложенного можно предположить, что стороны в итоге придут к необходимому компромиссу. Уже сейчас по итогам встречи 22 июня намечены точки сближения и выработки необходимой программы действий, согласие на реализацию которой предоставит греческому правительству финансовые возможности для погашения предварительных долговых обязательств перед кредиторами.

Однако несомненным остается и то, что борьба двух сил продолжится. ЕС не пойдет на полное списание греческого долга, а, следовательно, будет требовать дальнейших «модернизационных» действий и реформ. Греция же, лишенная точек роста, не сможет в обозримой перспективе улучшить собственную экономическую ситуацию, а значит будет продолжать привычный уже торг с «тройкой» кредиторов, пока ситуация не выйдет за пределы Греции, как это уже было в 2010 году, и не заставит ЕС и кредиторов занять более разумную позицию по проблеме греческих долгов.