Круглый стол («Стратегия и тактика возрождения и социально-экономического развития Донбасса») и международная конференция («Экономики непризнанных республик: проблемы функционирования и перспективы развития»), посвящённые социально-экономическим проблемам непризнанных республик на постсоветском пространстве состоялись 25 июня – 4 июля в Донецке и Ростове-на-Дону.

Организаторами выступили Российский институт стратегических исследований (РИСИ), Черноморско-Каспийский региональный информационно-аналитический центр (ЧКРИАЦ) РИСИ, Южный федеральный университет (ЮФУ), Донецкий национальный университет (Донецк, ДНР) и Институт экономики Уральского отделения РАН (Екатеринбург)

В мероприятиях приняли участие учёные и эксперты из Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Владикавказа и других городов России, а также Приднестровья, Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Донецкой и Луганской народных республик.

Эксперты отметили рост актуальности фактора непризнанных государств в современной политике. Увеличение количества непризнанных республик в мире свидетельствует о кризисе современной системы международных отношений и необходимости поиска новых моделей социально-экономического развития в условиях нарастания мировой политической турбулентности.

Сохраняющийся военно-политический и экономический кризис на Донбассе обусловливает поиск адекватных мер для решения текущих проблем в хозяйственной и социальной сфере. В том числе, сохранение и развитие производственного потенциала, решение кадровых проблем, поиск новых рынков сбыта, преодоление криминализации экономики, социальное обеспечение населения и т.д.

В данной связи определённую помощь может оказать опыт других непризнанных или частично признанных государств постсоветского пространства: Абхазии (РА), Южной Осетии (РЮО), Нагорно-Карабахскою республики (НКР), Приднестровья (ПМР). Каждое из них по-своему уникально и имеет свои геополитические, этнокультурные и социально-экономические особенности. Однако все они без исключения прошли через фазы боевых действий, послевоенного восстановления и развития. Хотя говорить об окончательном решении тех или иных проблем в этих республиках не приходится.

ПМР за годы независимости сумела сохранить свой производственный потенциал, что для промышленно развитых республик Донбасса особенно актуально. Многолетнее существование в условиях блокады обусловило выработку довольно гибкой экономической модели, отвечающей вызовам времени. После того как с 1995 г. все предприятия ПМР были приватизированы в условиях нарастания кризисных тенденций в экономике в 2000-е гг. часть из них было передано в руки государства. Это позволило сохранить основные производственные мощности и наладить экспорт за пределы республики. Поскольку ПМР – единственная из непризнанных государств постсоветского пространства, не имеющая общих границ с Россией, ей приходилось искать непрямые выходы из полублокадного состояния. В частности, регистрировать произведённую продукцию в Молдавии, а также использовать её территорию для экспорта-импорта продукции ПМР.

После запрета ввоза продукции в ПМР через территорию Украины в 2014 г. (вывоз запрещён ещё раньше) экономическая ситуация в республике значительно ухудшилась. Властям пришлось идти на крайние меры – удерживать часть зарплаты и социальных выплат бюджетникам (до 30%). Вместе с тем, сохранение за прошлые годы своего промышленного потенциала позволяет искать новые пути решения возникших проблем. В частности, в текущем году ПМР удалось заключить договор о поставках своей сельхозпродукции в Архангельскую область РФ.

Регистрация произведённой продукции в ДНР и ЛНР на территории России, а в перспективе и Украины, возможность экспорта донбасских товаров через российские порты могла бы содействовать развитию промышленного потенциала на Донбассе.

В условиях нарастания кризисных тенденций в социальной сфере примечателен опыт деятельности благотворительных организаций в НКР. Так, имея разветвлённые связи за рубежом, в том числе в России, фонд «Мартакерт» оказывает помощь в реализации различных социальных проектов в республике. В том числе в сфере туризма, строительства, демографии, экологии и т.д. Ключевым условием поддержки при этом является участие подопечных фонда в одном из социальных проектов (постройка жилья, рождение второго и последующих детей, создание бизнеса).

Опыт сбора гуманитарной помощи в России и высокий уровень отзывчивости россиян на проблемы жителей Донбасса свидетельствует о большом потенциале работы благотворительных и волонтёрских структур в регионе.

Социально-экономическая ситуация в Абхазии и Южной Осетии, несмотря на их признание со стороны России, по-прежнему остаётся непростым. Фиксируются высокий уровень миграции, низкие темпы послевоенного восстановления, недостаточные объёмы частных инвестиций в местные экономики и инфраструктуру. Вместе с тем, исторический опыт независимости Абхазии и Южной Осетии свидетельствует об уникальной ситуации на постсоветском пространстве, когда большая часть жителей республик имела российское гражданство, что позволяло поддерживать стабильный уровень жизни населения, а также обеспечивать международную безопасность. Дипломатическое признание Абхазии и Южной Осетии со стороны России вывело уровень сотрудничества между странами на уровень стратегических союзнических отношений.

Эксперты отметили, что традиционные критерии оценки деятельности государств не подходят для непризнанных республик, поскольку они изначально находятся в иных, более сложных условиях. В связи с этим необходимо выработать специальную методологию изучения социально-экономических процессов в непризнанных государствах.

По итогам мероприятий участниками были выработаны рекомендации, в частности:

  • признать обсуждение проблем функционирования и перспективы развития экономик непризнанных республик в условиях обострения социально-политической ситуации исключительно актуальным и значимым.
  • Предложение инициировать реализацию программы междисциплинарных исследований, посвященных проблемам социально-экономического развития непризнанных республик, что должно стать основой интеграции потенциалов научно-образовательного и экспертного сообществ различных стран и регионов.

Содержание согласованной программы должны ставить следующие направления исследований:

       теоретические, посвященные феномену непризнанных республик, закономерностям их становления и последующего развития;

       аналитические, включающие разработку краткосрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономических процессов на территории непризнанных республик, моделей функционирования и взаимодействия с другими странами и регионами;

       прикладные, направленные на решение конкретных проблем, с которыми сталкиваются органы власти, предприниматели, население непризнанных республик.

  • Необходимо сформировать авторитетное экспертное сообщество, в состав которого должны одновременно войти представители широкого круга стран, занимающиеся проблемами развития непризнанных республик как на территории стран бывшего Союза, так и других регионов мира.

Основой взаимодействия представителей экспертного сообщества могут стать специально создаваемый сайт и регулярные научные мероприятия в форматах круглых столов, семинаров, конференций и т.п., посвященные наиболее острым социальным и экономическим проблемам.

Задачей формирующегося экспертного сообщества должны стать экспертиза стратегических решений, принимаемых органами власти, а также представление обоснованной независимой позиции и доведение ее до заинтересованных сторон.

Важнейшим направлением работы экспертного сообщества является аккумуляция опыта непризнанных республик, обмен и последующее эффективное его использование.

  • В плане представления научных позиций участников Конференции предлагается подготовить и опубликовать серию статей в ведущих научных журналах.

Предлагается подготовить концепцию издания, посвященного проблемам и перспективам развития непризнанных республик. Данное издание должно опираться на обобщении накопленного опыта и широкого аналитического материала; критический анализ ключевых решений, принятых соответствующими органами власти заинтересованных стран; прогнозные оценки дальнейшего развития ситуации.

Целью этого издания является привлечение внимания международного научного сообщества к социальным и экономическим проблемам развития непризнанных республик, количество которых в мире неуклонно растет. При этом сам феномен непризнанности до сих пор рассматривается как исключение из общих правил, а не закономерный результат осознанно реализуемой политики ряда ведущих стран.

  • В целях финансирования исследований и проводимых мероприятий предлагается инициировать подготовку заявок на гранты российских и зарубежных научных фондов, включая РГНФ, РФФИ, РНФ и др. В состав участников творческих коллективов целесообразно включать представителей научно-образовательных сообществ России и непризнанных республик, что должно повысить эффективность выполняемых исследований, а также их практическую значимость. В целях реализации этой задачи целесообразно определить перспективную тематику грантов и составы творческих коллективов. Кроме того, необходимо проработать вопрос об альтернативных источниках финансирования (органы власти, частные инвесторы, общественные организации и др.).
  • В плане укрепления и дальнейшего развития взаимоотношений участников конференции признать целесообразным подписание соглашений между университетами, научными организациями и другими сторонами в сфере интеграции и координации направлений научных исследований, обмена их результатами, совместного проведения научных мероприятий, подготовки публикаций, а также обучения по программам магистратуры, аспирантуры, докторантуры и т.п.

Это будет способствовать повышению эффективности и унификации системы образования непризнанных республик, синхронизации провидимых реформ, а также обеспечению совместного использования имеющихся ресурсов.

  • Признать целесообразным проведение Международной научно-практической конференции «Экономики непризнанных республик: проблемы функционирования и перспективы развития» на постоянной основе.