10 июля 2015 г. Иерусалимский Патриархат официально опроверг выдвинутые ему со стороны Антиохийского Патриархата обвинения в нарушении канонической территории. Как известно, 26 июня Синод Антиохийской Церкви принял решение полностью прекратить общение с Иерусалимской Церковью. Главная причина – решение Иерусалимского Патриархата учредить в Катаре Экзархат с назначением епископа.

Спор между двумя древними патриархатами разгорелся еще два года назад. 4 марта 2013 г., Синод Иерусалимского Патриархата избрал епископом Катара архимандрита Макария (Маврояннакиса), который с 2001 г. окормлял проживающих в Эмирате православных христиан. Данный акт вызвал возмущение и осуждение в Антиохийском Патриархате. Дело в том, что Антиохийский Патриархат рассматривает Катар, как и все страны Персидского залива, своей канонической территорией[1]. В Патриархате существует целая митрополия по окормлению Персидского залива, которую с 1969 по 2014 гг. возглавлял митрополит Багдадский, Кувейтский и окрестных территорий Константин (Папастефану). Присутствие на своей канонической территории священника Церкви-сестры в Антиохии терпели и воспринимали с благодарностью как временную меру пастырского попечения[2]. Однако, рукоположение епископа и учреждение епархии в Дамаске расценили как прямую интервенцию со стороны Иерусалима.

Представляется неслучайным, что решение о создании Катарского Экзархата было принято в Иерусалиме в самый разгар гражданской войны в Сирии, когда внимание обескровленной Антиохийской Церкви было сосредоточено на решении внутрицерковных вопросов.

Иерусалим же обосновывает свои права на Катар традицией[3], а свои действия оправдывает тем, что с самого начала своего присутствия в Катаре еще с 1996 г. со стороны Антиохии не было высказано никаких возражений.

В 2014 г. Синод Антиохийского Патриархата уже прерывал общение с Иерусалимской Патриархией на уровне епископата. Это случилось 29 апреля после неудачных попыток переговоров и решения юрисдикционных споров между церквями, в частности при посредничестве МИД Греции. Межцерковный кризис усугубился в марте 2014 г., когда в Стамбуле состоялось совещание глав поместных православных церквей в рамках подготовки к Всеправославному Собору. Несмотря на просьбы Антиохийского Патриарха Иоанна X  катарский вопрос не был включен в повестку дня. Более того, Вселенский Патриарх вручил сирийской делегации Послание от Иерусалимского Патриарха, в котором подтверждались права Иерусалимского Патриархата на Катар. К слову, тогда в марте 2014 г. антиохийская сторона так и не подписала итоговый документ Совещания глав поместных церквей, и не приняла участие в совместном праздничном богослужении.

В генезисе конфликта древних церквей прослеживается определенный американский след. В Катаре вплоть до 1997 г. существовал официальный запрет на проведение каких-либо церемоний, связанных с немусульманскими культами. Только в 1997 г. по инициативе посла США – Патрика Тероса, и с согласия высшего руководства Катара, в Доху для празднования Пасхи был приглашен православный священник, архимандрит, а ныне Иерусалимский Патриарх Феофил (Яннопулос). Первые богослужения проходили в частной резиденции американского посла[4].

С 2003 г. власти Катара официально разрешили христианским общинам отмечать религиозные праздники. При архимандритах Феофиле и Макарие в Дохе был построен храм в честь св. Георгия Победоносца и прп. Исаака Сирина на участке земли, который выделил Эмир Хаммад бин Халифа аль-Тани. В 1999 г. и в 2010 г. визиты в Эмират совершили Иерусалимские Патриархи – покойный Диодор (Каривалис) и ныне действующий Феофил. Отсутствие реакции и возражений со стороны Антиохийского Патриархата в Иерусалиме расценили как согласие.

На сегодняшний день православная паства Катара объединяет около 12 000 человек[5]. Иерусалимский Патриархат декларирует свое присутствие в Катаре в качестве полиэтнического и мультиязычного центра, выступая в качестве альтернативы арабоцентричной позиции Антиохийского Патриархата.

Упрекая Антиохию в арабском национализме, Иерусалимский Патриархат сам испытывает проблемы на национальной почве. Основную часть паствы Иерусалимского Патриархата составляют арабы, в то время как епископат Церкви преимущественно состоит из греков. До 2013 г. в Иерусалимском Патриархате был только один епископ-араб – архиепископ Севастийский Феодосий (Ханна), который является крайне неудобным для Патриархии: он активно отстаивает права арабов-палестинцев перед властями Израиля и в международных организациях; открыто поддерживает президента Сирии Башара Асада, критикует Патриарха Феофила за сдачу в аренду земель, принадлежащих Патриархии в Иерусалиме и окрестностях израильскому бизнесу[6]. Из-за своей проарабской позиции иерарх регулярно подвергается преследованиям со стороны израильских властей. Православные арабы, недовольные действиями Патриархии обвиняют Патриарха Феофила в незаконных операциях с недвижимостью, дискриминации монахов-арабов и т.д.

Противостояние двух древних церквей, которое уже успело выйти за пределы региона[7] создает дополнительную напряженность в ближневосточном кризисе, играя на руку третьим силам, заинтересованным в межцерковной конфронтации. Опровергая обвинения Антиохийского Патриархата, Иерусалимская Церковь предложила создать комиссию из экспертов по каноническому праву для урегулирования конфликта.  С учетом провала предыдущих попыток решения спора при участии Греции и Вселенского Патриархата Русская Православная Церковь могла бы предложить свое братское посредничество в урегулировании спора, что могло бы упрочить ее международной статус и благотворно отразится на имидже России в регионе.

[1] В Антиохийском Патриархате свои права на Катар, равно как и на весь Аравийский полуостров, обосновывают древними церковными канонами, в частности решениями Халкидонского Собора 451 г.

[2] Statement issued by the Holy Synod of Antioch // http://antiochpatriarchate.org/en/page/statement-of-the-holy-synod/228/

[3] В Иерусалимском Патриархате утверждают, что Катар всегда принадлежал Иерусалимской Православной Церкви как часть «Аравии», которая упоминается в официальном титуле Иерусалимского Патриарха – «Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, Заиорданья, Каны Галилейской и Святого Сиона» (Απαντητική επιστολή Πατριάρχη Ιεροσολύμων στον Πατριάρχη Αντιοχείας για την Αρχιεπισκοπή Κατάρ // http://www.amen.gr/article/apantitiki-epistoli-patriarxi-ierosolumwn-ston-patriarxi-antioxeias-gia-tin-arxiepiskopi-katar)

[4] Косач Г.Г. Катар: первая церковь в государстве // http://www.iimes.ru/?p=6956

[5] The position of the Patriarchate of Jerusalem on the interruption of communion by the Patriarchate of Antioch // http://www.jp-newsgate.net/en/2015/07/10/15575

[6] Характерно, что именно за сделки с недвижимостью в 2005 г. был низложен Иерусалимский Патриарх Ириней, приемником которого и стал архиепископ Феофил.

[7] Иерусалимский Патриархат помимо Катара оказывает вмешательство во внутренние дела приходов Антиохийской Архиепископии в США и Чили, о чем констатировал Собор Архиепископии в США (Resolution Objecting to the Uncanonical Interference of the Patriarchate of Jerusalem in the Canonical Jurisdiction of Antioch // http://www.antiochian.org/resolution-objecting-uncanonical-interference-patriarchate-jerusalem-canonical-jurisdiction-antioch)