Возведение различного рода так называемых укреплений и стен по линии границы с Россией становится настоящей манией или «национальной идеей» украинских властей.

В рамках проекта «Европейский вал» на границе с Россией в спешном порядке было оборудовано 180 км противотанковых рвов, 546 км фортификационных препятствий, 39 км заграждений из колючей проволоки, 175 блиндажей, 134 перекрытых щели и 897 окопов, установлено 6 новых наблюдательных вышек. Такая вот Линия Мажино.

На этом захоронение государственных средств не закончилось. По словам украинского премьера А.Яценюка, исправное выполнение спланированных задач приведёт к тому, что к концу 2018 года «вся украинско-российская государственная граница будет построена, смонтирована и будет эффективно защищать Украину, в первую очередь, – от диверсионных групп, российских террористов и бандитов, от незаконного пересечения государственной границы, незаконной миграции, торговли людьми, оружием и наркотиками»[1].

К началу сентября военными Украины при участии ангажированных экспертов из США разработан новый план по «распилу» средств национального бюджета (в официальной интерпретации – по противодействию угрозам в Азовском море). Оборонный проект носит ещё более амбициозное, хотя и условное название – «Морская стена».

При этом перспективы украино-американского сотрудничества (впрочем, это сотрудничество не носит межгосударственного характера) на ближайшие годы были анонсированы 8 сентября на пресс-конференции государственного концерна «УкрОборонПром», посвященной защите государственной границы Украины. Напомним, что этот национальный концерн объединяет предприятия по проектированию, производству и реализации оборонной продукции, причём как для внутренних нужд государства, так и на внешнем рынке.

Генеральный директор концерна Р.Романов объявил о начале сотрудничества с американской компанией «Aeroscraft» (в российской прессе эта фирма ошибочно именуется «Aerocraft»), в рамках которого на Украине планируется поэтапное освоение производства современных технических средств охраны границ. Два новейших комплекса планируют установить уже в этом году, а на 2016 год запланировано закупить ещё шесть [2].  Таким образом, укрепление государственной границы с Российской Федерацией в 2015-2016 годы обойдётся украинскому бюджету 468 млн грн., о чём поспешил сообщить заместитель председателя Государственной пограничной службы Украины генерал-лейтенант Василий Серватюк[3].

Нужно заметить, что часть из этих  средств уже выделена Евросоюзом в рамках программы «Поддержка секторальной политики управления государственной границей в Украине», общий бюджет которой составляет 60 млн. евро[4].

3В условиях сложнейшей экономической ситуации на Украине основателю и главе компании «Aeroscraft» Игорю Пастернаку не оставалось выбора, кроме как «пропиарить» уникальность устанавливаемой на побережье Азова системы: «Выбранная модель комплексов содержит многофункциональную радарную систему, которая «видит» на расстояние более 40 км. Каждый из них оснащён специальной камерой, которая способна автоматически определять и отслеживать цель».

Было бы интересно уточнить у г-на Пастернака, о  какой именно модели комплексов идёт речь. Дело в том, что в линейке производимой компанией продукции нет информации о РЛС с указанными ТТХ[5]. Максимальная линия прямой видимости подобных систем, которые фирмой не производятся, а только устанавливаются на вышки собственного изготовления, составляет 22 км.

Интересно и другое.

До недавнего времени американская компания «Aeroscraft» была известна как производитель такой экзотической и, скажем прямо, не очень массовой продукции, как аэростаты и дирижабли, причем универсального назначения. Кое-что из этих летательных аппаратов легче воздуха действительно покупали американские военные: в качестве носителей систем наблюдения. Несмотря на то обстоятельство, что детище Пастернака действительно является подрядчиком Пентагона, довольно непросто поверить, что к охране государственной границы Украины будет причастна сторонняя фирма, не связанная с группами давления в США.

Так описывает сложившуюся ситуацию авторитетный «Форбс»: «Как Пастернаку удалось получить госзаказ? По его словам, он просто не знал, что это может быть сложно. Он откликнулся на объявление, заполнил все необходимые документы и вскоре получил право творить на деньги американских налогоплательщиков»[6]. Такой грамотный подход львовчанина, около 20 лет назад переехавшего в Соединенные Штаты сооружать дирижабли, был, по всей видимости, достойно оценен властями Киева.

Раздутое финансирование «окопов», «стен» и иного рода фортификаций – это чрезвычайно чувствительная для Украины тема, и все же это лишь одна сторона медали. Значительно важнее вопрос: по каким линиям обустраивается российско-украинская государственная граница, иными словами, в какую Украину вкладывают деньги западные партнеры.

Прецеденты международного права показывают, что линия государственной границы, как правило, определяется на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств, в соответствии с международным правом.

В связи с имеющимися законодательными коллизиями, проявившимися после распада СССР и связанными с международно-правовыми статусами Керченского пролива, Азовского моря, а также разграничением морских пространств в Черном море, пограничники Украины и России разрабатывали свои ведомственные инструкции, утверждая их в соответствии с законодательствами своих государств. Однако военно-политический кризис и нагнетание негативных моментов в российско-украинских отношениях серьёзно повлияли на обстановку. В высшей мере вопрос актуализировался, когда произошло воссоединение Крыма и Севастополя с Россией.

Приступив к строительству пограничных сооружений на границе с Российской Федерацией, украинская сторона в одностороннем порядке определила эту самую линию государственной границы – побережье Азовского моря. При таком подходе, Керченский пролив, как и участок Азовского моря, прилегающий к берегам Крыма, является российской территорией. Крымский участок Чёрного моря, естественно, тоже потерян Украиной. Поэтому в настоящих условиях доступ к Азовскому морю имеется только у военных кораблей Черноморского флота РФ, и перемещение кораблей из Азовского моря в Чёрное море и обратно без разрешения России невозможно. Соответственно, что касается границ Украины в Азовском море, то ими  в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года[7] следует считать 22-километровую прибрежную зону (12 морских миль).

В данной связи весьма показательно, что закупаемые радиолокационные системы украинская сторона размещает не в морской акватории, а на крайне незначительном по длине оставшегося у нее де-факто участке побережья Азовского моря в границах Запорожской области, где никаких официальных морских границ быть не может. Фактическими  действиями по обустройству собственной государственной границы Украина и её западные партнеры признают юрисдикцию Российской Федерации на территорию Крыма и Севастополя.


[1] См.: Арсений Яценюк проверил ход обустройства украинско-российской государственной границы на Черниговщине// Государственная пограничная служба Украины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dpsu.gov.ua/ru/about/news/news_7201.htm

[2] «Укроборонпром» и американский «Aeroscraft» будут совместно защищать украинскую границу// Государственный концерн «УкрОборонПром».  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ukroboronprom.com.ua/ru/newsview/1/792

[3] Обустройство границы с РФ до 2016 г. обойдется в 468 млн. грн, 19.08.2015 // Государственная пограничная служба Украины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ua/rus/news/obustroystvo-granitsy-rf-gg-oboydetsya-mln-1439976461.html

[4] EU financial assistance to Ukrainе // Delegation of the European Union to Ukraine.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eeas.europa.eu/delegations/ukraine/eu_ukraine/tech_financial_cooperation/index_en.htm

[5] См.: Tactical Tower// «Aeroscraft».  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aeroscraft.com/tactical-tower/4583927189

[6] Капиталист высокого полета // «Forbes». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Faeroscraft.com%2Fdownload%2Fi%2Fmark_dl%2Fu%2F4011780344%2F4614254450%2Fforbes.pdf&name=forbes.pdf&c=55f01ebdbe5c

[7] Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву.// Официальный сайт ООН.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/lawsea.pdf