События на Украине крайне динамичны и отличаются хаотичностью. Это затрудняет прогнозирование развития обстановки в стране. По мнению западных экспертов, в разрешении кризисных ситуаций между самопровозглашенными Донецкой и Луганской Республиками и Киевом значение военной силы и масштабы ее применения будут возрастать.

Оперативная обстановка в зоне конфликта остается крайне сложной и чреватой внезапным обострением. Концентрация сил на юго-востоке Украины продолжается, о чем свидетельствует анализ докладов специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ. Продолжается рост количества нарушений прекращения огня в Донецком аэропорту и около него. В Луганской области СММ констатирует увеличение количества перемещений оружия и военной техники[1]. В зоне безопасности активно маневрируют украинские силы, артиллерийские системы продолжают исчезать из контролируемых мест хранения. Официальные представители Минобороны ДНР и ЛНР докладывают, что украинские силовики продолжают нарушать «режим тишины» и сосредотачивать технику вдоль линии соприкосновения[2].

Растет давление на приграничные к Украине государства по гуманитарной и миграционной линии. По информации пограничного управления ФСБ России по Смоленской области число украинцев-нелегалов, пытавшихся въехать из Белоруссии в Россию, в последнее время возрастает. В частности, с 8 на 9 сентября 2015 г. было задержано 127 граждан Украины, 9 и 10 сентября – 70[3]. В соответствии с российским законодательством, граждане Украины могут въезжать в РФ только через погранпункты на российско-украинской границе. Ситуация усугубляется тем, что в связи с мировой экономической рецессией и напряженностью на рынке труда через эти пункты незаконно в Россию пытаются въехать граждане Грузии, Саудовской Аравии, лица без гражданства.

Взгляд на незаконную миграцию украинцев в РФ только как на бегство от призыва в армию, а на применение украинскими силовиками запрещенного вооружения – как на попытку спровоцировать вооруженные формирования ДНР и ЛНР на ответный огонь, является упрощением. Следует учитывать, что 16 сентября 2015 г. П.Порошенко анонсировал рассмотрение в Верховной Раде законопроекта, предполагающего увеличение финансирования оборонных программ[4]. Симптоматично в этом отношении звучит заявление президента  «незалежной», озвученное им на заседании СНБО с участием Генерального секретаря НАТО: «Украина и НАТО будут углублять сотрудничество во имя мира»[5]. Этот демарш П.Порошенко раскрывает стратегический характер проблемы.

К настоящему моменту ситуация усугубилась в связи с объявлением даты местных выборов, назначенных в ДНР на 18 октября, а в ЛНР – на 1 ноября 2015 г.  Чрезвычайно оперативно согласованную позицию заняли США и Евросоюз: Госсекретарь США Дж.Керри призвал Москву оказывать влияние на ополченцев, чтобы они отказались от идеи проведения независимых выборов, а Глава представительства ЕС на Украине Ян Томбинский отметил, что Евросоюз не может признать выборы, запланированные в самопровозглашенных ДНР и ЛНР, поскольку поддерживает суверенитет и независимость Украины. П.Порошенко заявил в свою очередь, что власти региона должны отказаться от выборов, и призвал начать обсуждение модальности их проведения по украинским законам[6].

Отрицательное отношение стран Запада и украинской власти к местным выборам связано с тем, что процесс добровольного волеизъявления жителей ДНР и ЛНР в очередной раз покажет позицию региона и позволит считать власть  в нем действительно легитимной. Об этом свидетельствует ряд  проведенных в республиках социологических опросов.

2 сентября 2015 г. социологической службой ДНР «Особый статус» представлены результаты опроса на тему: «Каким вы видите будущее Донецкой Народной Республики». Социологами было опрошено 6.500 человек в 19 городах ДНР, что позволило проследить динамику изменения мнения граждан в период с апреля по август 2015 г.[7] Опрос показал увеличение числа респондентов, поддерживающих присоединение ДНР к РФ: их количество выросло на 6% (с 43% до 49%), что продолжило тенденцию предыдущих месяцев.  Это, однако, не означает, что в ближайшей перспективе две республики будут признаны мировым сообществом в качестве самостоятельных государств. Уже сейчас европейские эксперты призывают: «Забудьте об Украине — все это лишь бизнес»[8].

Анализируя ситуацию, следует учитывать ряд юридических моментов. В соответствии с п.12 «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», на основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы[9].  Фактически вышеупомянутый закон не действует, так как власти Киева отказываются от контактов с представителями Донецка и Луганска, когда речь идет о согласовании условий выборов. Политика официальной власти Украины, основанная на игнорировании законных прав и требований населения Донбасса, вынуждает власти ДНР и ЛНР  организовывать местные выборы самостоятельно.

Такой подход в корне противоречит интересам Киева, в первую очередь, в финансово-экономической области. Даже если не принимать во внимание заинтересованности в активах Донбасса различных украинских и международных кланово-олигархических групп, следует учитывать, что в соответствии с законодательством Украины на территории ДНР и ЛНР находится более трехсот объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики страны.

Вышесказанное приводит к выводу, что противостояние, генезис которого на начальных этапах выводился из причин идеологического, экономического, культурного, элитарного и этнополитического характера, сегодня движется убеждением донбасского социума в невозможности развиваться в составе Украины.  Динамика изменения общественного мнения показывает, что противостояние ДНР и ЛНР с Киевом уже не «сойдет на нет» даже в рамках идеально спланированного конституционного и дипломатического процесса. Политика выталкивания ДНР и ЛНР из украинского экономического пространства запустила центробежные тенденции, которые привели к обособлению региона. Как результат – фактическая самостоятельность Донецкой и Луганской Республик.


[1] См.: Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine based on information received as of 21 September 2015. 22.09.2015 // «Organization for Security and Co-operation in Europe». [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://www.osce.org/ukraine-smm/183951

[2] См.:  Басурин: украинские силовики три раза за сутки нарушили “режим тишины”. 19.09.2015 // Интернет-портал ««РИА Новости». [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://ria.ru/world/20150919/1263415091.html

[3] См.: В Россию через Белоруссию ежедневно въезжают десятки уклонистов с Украины. 18.09.2015 // Интернет-портал «EADaily». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eadaily.com/news/2015/09/18/v-rossiyu-cherez-belorussiyu-ezhednevno-vezzhayut-desyatki-uklonistov-s-ukrainy

[4] См.: Президент призвал Парламент отменить залог в коррупционных делах. 14.09.2015 // Официальное интернет-представительство Президента Украины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.president.gov.ua/ru/news/prezident-zaklikav-parlament-skasuvati-zastavu-u-korupcijnih-35976

[5] См.: Украина и НАТО будут углублять сотрудничество во имя мира. 22.09.2015 // Официальное интернет-представительство Президента Украины. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.president.gov.ua/ru/news/ukrayina-ta-nato-pogliblyuvatimut-spivpracyu-zaradi-miru-36010

[6] В Минске контактная группа обсудит пути урегулирования украинского кризиса. 22. 09. 2015 // ИА «ТАСС». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2279639

[7] См.: Результаты соцопроса населения ДНР на тему будущего Республики. 02.09.2015  // Интернет-портал «Донецкое агенство новостей». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dan-news.info/official/rezultaty-socoprosa-naseleniya-dnr-o-budushhem-respubliki.html

[8] См.: Спенцерова Т. Забудьте об Украине – это всего лишь бизнес. 22.02.2015  // Интернет-портал «ИноСМИ.ru». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20150922/230400344.html

[9] См.: Комплекс мер по выполнению Минских соглашений // Официальный сайт Президента России. 12.02.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/4804