Центральной темой государственного визита Президента России Владимира Путина в Республику Казахстан были двусторонние отношения между нашими странами, которые выстраивается в рамках двустороннего плана. В этом году заканчивает свое действие план, принятый в 2013 году, и уже подготовлен проект следующего плана совместной работы на 2016–2018 годы, который до конца этого года должен быть утверждён.

В первый день визита решались вопросы двухстороннего характера – между Россией и Казахстаном. Были подписаны три международных документа:

  • Протокол о внесении изменения в Протокол к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года.
  • Соглашение между Правительством Российской и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области авиационного поиска и спасания.
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке взаимодействия при проведении пусков ракет из позиционного района Домбаровский с использованием земельного участка на территории Республики Казахстан в качестве района падения их отделяющихся частей.

Во второй день визита состоялись многосторонние встречи, заседание Совета глав государств СНГ, Высшего Евразийского экономического совета, где участники подробно обсуждали вопросы регионального взаимодействия.

В ходе государственного визита в Казахстан Президент России Владимир Путин подчеркивал особую важность российско-казахстанского диалога, который ведется регулярно на самых различных уровнях. Между нашими странами сложились не просто доверительно партнёрские отношения, а союзнические отношения в экономической, научной, гуманитарной сферах.

Особой темой визита стали совместные российско-казахстанские проекты в различных отраслях. В Казахстане работают пять тысяч восемьсот российско-казахстанских компаний. Накоплен большой объём инвестиций практически во всех отраслях экономики. Несмотря на экономические трудности, отметил Владимир Путин, объем российских инвестиций в казахстанскую экономику растет и уже превысил девять миллиардов долларов.

Главы России и Казахстана в первый день визита детально обсудили широкий круг вопросов, связанных с реализацией совместных проектов в таких значимых сферах, как торговля, инвестиции, энергетика, транспорт, космос, мирное использование атомной энергии.

Безусловно, транспортная тематика являлась одной из центральных тем двусторонних переговоров. Россия и Казахстан в течение многих лет реализует проекты по согласованному развитию национальной транспортной инфраструктуры, которые нацелены на прокладку транзитного фарватера международных транспортных коридоров по магистралям наших стран.

Россия и Казахстан ведут совместную активную работу по привлечению транзитных грузопотоков, продолжается строительство автодороги «Западная Европа – Западный Китай», участвуют в создании Объединенной транспортно-логистической компании.

Именно благодаря результатам такой согласованной транспортной политики наших стран китайское руководство инициировало реализацию проекта Экономического пояса Шелкового пути, который предполагает постепенное замещение доставки китайских грузов в страны европейского континента с морских путей на сухопутные пути через Казахстан и Россию, которые по многим параметрам являются более эффективными и безопасными.

Развитие Экономического пояса Шелкового пути обеспечит существенное увеличение сухопутных грузовых перевозок между странами Западной Европы и Юго-Восточной Азии по транспортным системам России и Казахстана, что предполагает получение экономиками двух стран доходов, сопоставимых по размерам с доходами от крупных отраслей экономик – порядка 10 млрд. долларов США.

Сегодня Россия и так является ключевым маршрутом для транзитных сообщений большинства стран Евразийского континента. По территории России проходит несколько автомобильных и железнодорожных транспортных коридоров широтного направления Запад – Восток, для транзитных грузопотоков меридионального направления в рамках коридора «Север – Юг» используются российские морские и сухопутные пути в каспийском регионе. Однако транспортные интересы России в странах ЦАР не остаются без конкурентных посягательств.

Стоит заметить, что ЦАР является ключевым звеном для сухопутных евразийских транзитных сообщений, и поэтому политика многих мировых ведущих держав в этом регионе остаётся достаточно активной.