В Женеве 27 июля президент Нурсултан Назарбаев и генеральный директор ВТО Роберто Азеведо подписали протокол о присоединении Республики Казахстан к Всемирной торговой организации. Сенат Казахстана ратифицировал его 1 октября 2015 года. Решение о присоединении Казахстана к ВТО вступит в силу автоматически через месяц после того, как организация получит уведомление о ратификации документа.  Следовательно, уже к концу 2015 года. Казахстан станет 162-м членом ВТО.

Страна подала заявку на вступление в организацию еще 29 января 1996 года, переговоры длились больше 19 лет. Позиции сторон по основным вопросам были согласованы в 2014 году, однако оставались несколько спорных моментов, требовавших отдельного рассмотрения. Во-первых, особое внимание Казахстан уделял сохранению возможности субсидирования сельского хозяйства после вступления в ВТО.  Объем мер поддержки сельского хозяйства по условиям вступления республики в ВТО установлен на уровне 8,5% стоимости валовой продукции сельского хозяйства Казахстана. Для сравнения, в рамках ЕАЭС объем государственной поддержки не должен превышать 10%.

Во-вторых, не совпадали позиции сторон по вопросу о местном содержании. Говоря простым языком, местное содержание в Казахстане – это доля местных товаров и услуг, которые должны быть обязательно использованы в инвестиционных проектах с участием иностранного капитала. Для нефтегазовых проектов, например, она составляла около 50%. В результате вступления в ВТО республике придется полностью отказаться от данного нетарифного инструмента в течение переходного периода. Требования о содержании местных компонентов должны быть отменены к 2021 году.

В-третьих, уникальность переговоров Казахстана о присоединении к ВТО заключалась в необходимости согласования условий ВТО и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и гармонизации таможенного тарифа. Окончательные условия вступления республики в ВТО предполагают снижение среднего импортного таможенного тарифа до 6,5%. Таким образом, по ряду товаров (около 3,5 тыс товарных позиций), импортные пошлины Казахстана будут отличаться от пошлин, установленных в ЕАЭС.

Россия последовательно оказывала содействие казахстанским партнерам в ходе согласования условий членства в ВТО, особенно, учитывая давление на Казахстан со стороны США и ЕС, добивавшихся отказа РК от ряда обязательств перед «таможенной тройкой». Тем не менее, многие условия, на которых в конечном итоге Астана вошла в ВТО, как ожидается, будут затруднять функционирование ЕАЭС и единого таможенного пространства. По ряду параметров они не соответствуют принципам деятельности ЕАЭС. В частности, в отношении товаров Казахстан взял обязательство снизить средневзвешенный таможенный тариф до 6,5% с действующих 10,4% в рамках Единого таможенного тарифа ЕАЭС. В связи с этим для стран-партнеров Казахстана по ЕАЭС существуют два способа решения возникшей проблемы.

В первом случае предполагается сохранение действующего таможенного тарифа Евразийского экономического союза на прежнем уровне с введением таможенных изъятий для Казахстана по 3,5 тыс. товарных позиций. В связи с этим, страны-члены столкнутся с возросшим объемом поставок товаров на единую таможенную территорию через Казахстан, и ввозимые товары будут дешевле, что отразится на ценовой конкуренции в рамках ЕАЭС. Сложившаяся ситуация может привести к необходимости внутреннего таможенного контроля и ограничить свободу перемещения товаров на территории участников объединения. В целом само наличие таможенных изъятий не способствует развитию интеграционных процессов.

Вторым способом решения проблемы является снижение единого таможенного тарифа ЕАЭС и приведение его в соответствие с условиями вступления Казахстана в ВТО. Результатом станет снижение цен для конечного потребителя, однако также сократятся поступления в бюджет государств ЕАЭС и снизится уровень защиты национальных производителей. Кроме того, в долгосрочной перспективе этот шаг может привести к попытке стран Запада добиться дальнейшего снижения единого таможенного тарифа и еще более жестким условиям вступления в ВТО Республики Беларусь.

На саммите ЕАЭС, состоявшемся в Казахстане 16 октября 2015 года, участники согласились утвердить изъятия из единого таможенного тарифа для Казахстана по всем позициям, где есть расхождение. С целью минимизации риска ввоза товаров, растаможенных по более низким ставкам, на территорию других государств ЕАЭС, были разработаны меры по синхронизации работы таможенников стран союза и введению доплаты пошлин при пересечении внутренних границ. Тем не менее, детали механизма осуществления внутреннего таможенного контроля неизвестны.

Таким образом, пока на сегодняшний день, несмотря на публично заявленную позицию участников ЕАЭС, с членством РК в ВТО связано гораздо больше текущих нерешенных проблем, чем потенциальных долгосрочных преимуществ. Можно прогнозировать, что с новыми похожими трудностями Евразийский экономический союз неизбежно столкнется также в будущем ходе присоединения к ВТО Белоруссии.