В Таджикистане обсуждают потенциальные выгоды вступления в Евразийский экономический союз, с которым у страны появилась общая граница после вхождения в объединение Киргизии. Членство Таджикистана в ЕАЭС, безусловно, связано с рядом определенных сложностей, однако распространение действия принципа четырех свобод на территорию страны принесет республике существенные преимущества.

Во-первых, свобода движения товаров и услуг. Как известно, экономика Таджикистана зависит от импорта: по итогам прошлого года импорт республики почти в четыре раза превысил ее экспорт, а отрицательное сальдо внешней торговли составило 3,4 млрд дол. При этом Россия остается основным торговым партнером Таджикистана. Торговый оборот с РФ приблизился к 1 млрд 274 млн дол., что составляет 24% всего объема внешнеторгового оборота республики. Важна также роль Казахстана, который выступает третьим основным торговым партнером страны, уступая Китаю. Товарооборот с Казахстаном в 2014 г. превысил 740,2 млн дол. (13,9% всего объема внешнеторгового оборота Таджикистана). Таким образом, на страны-члены ЕАЭС приходится около 40% внешней торговли РТ. Это значит, что отмена таможенных барьеров во взаимной торговле с Россией и Казахстаном приведет к снижению цен на значительный объем импортной продукции для конечных таджикских потребителей.

Вступление страны в ЕАЭС также будет способствовать обеспечению Таджикистана дешевыми и стабильными поставками нефтепродуктов из России. Сейчас между сторонами действует соглашение о сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов в Таджикистан 2013 года, согласно которому без взимания экспортных российских пошлин в республику поставляют нефтепродукты только в объеме т.н. индикативного баланса, согласуемого ежегодно министерствами энергетики двух стран. По достигнутым договоренностям, Россия в течение нынешнего года предоставит Таджикистану 830 тыс т беспошлинных нефтепродуктов. Согласованные объемы существенно выше прошлогоднего уровня  фактического импорта (576 тыс т). Тем не менее, указанное соглашение в любое время может быть прекращено по желанию сторон, а нефтепродукты, ввозимые сверх согласованного баланса, облагаются российскими пошлинами в полном объеме. В связи с этим, вступление Таджикистана в ЕАЭС и отмена ограничений, предусмотренных соглашением 2013 года, обеспечат перевод поставок нефтепродуктов на более предсказуемую и долгосрочную основу.

Свобода движения товаров и услуг на единой территории ЕАЭС представляет интерес для экономики Таджикистана с точки зрения сохранения и расширения рынков сбыта экспортной продукции республики, основу которой составляют алюминий и хлопок. Унификация технических, санитарных и ветеринарно-санитарных требований откроет дополнительные возможности для сбыта продукции Таджикистана на рынках России и Казахстана, в частности таджикской текстильной и сельскохозяйственной продукции.

Во-вторых, свобода движения капитала. Согласно данным Государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом Таджикистана, в 2007-2014 годах в экономику РТ поступали инвестиции из 51 страны. Главным инвестором выступает Россия (1 млрд 319,7 дол. США). На втором месте – Китай (1 млрд 036,5 дол.). Замыкает тройку крупнейших поставщиков иностранного капитала Казахстан (522,7 млн дол.). Как и в случае с товарооборотом, основная часть инвестиций приходится на государства-члены ЕАЭС. Отсюда вступление республики в объединение будет стимулировать приток новых инвестиций путем отмены ряда ограничений на перемещение капитала и внедрение общих стандартов защиты инвесторов.

В-третьих, свобода движения лиц. В виду специфики экономики республики, данный пункт представляет для Таджикистана наибольший интерес и на сегодняшний день выступает главным экономическим преимуществом членства в ЕАЭС для страны. По оценкам Всемирного банка, в 2013 году денежные переводы трудовых мигрантов составляли почти 50% ВВП страны. По этому показателю Таджикистан занимает первое место в мире. При этом подавляющая часть переводов поступает из России. В связи со вступившим в силу ужесточением миграционного режима в России для стран, не входящих в ЕАЭС, по итогам 2015 года ожидается существенное сокращение денежных переводов из РФ в Таджикистан, что негативно скажется на уровне потребительского спроса и общей экономической ситуации в стране. Таким образом, присоединение Таджикистана к ЕАЭС необходимо республике с целью сохранения уровня денежных переводов и обеспечения доступа трудоспособного населения на рынки рабочей силы России, Казахстана и Белоруссии на наиболее благоприятных условиях.

Существуют и другие выгоды. В частности, при положительном решении, граница Таджикистана станет внешней границей ЕАЭС, что приведет к ее модернизации и укреплению при участии России, как это происходит сейчас в Киргизии. Членство Таджикистана в ЕАЭС будет способствовать смягчению конфликтов с Киргизией на спорных участках границы, поскольку жители приграничных территорий двух стран получат возможность свободного перемещения по их территории. Кроме того, члены ЕАЭС будут совместно отстаивать общие экономические интересы на международной арене, что может способствовать продвижению позиции Душанбе, в частности по водно-энергетической проблеме в ЦА.

В целом, присоединение Таджикистана к ЕАЭС откроет дополнительные возможности для осуществления государством экономического рывка, но этот процесс нельзя рассматривать как способ автоматического решения существующих экономических проблем в стране. Воспользуется Таджикистан преимуществами членства в объединении или нет, зависит от эффективности руководства республики и его политики в составе ЕАЭС.