Еще в начале октября 2015 года вопрос об импичменте действующего президента Бразилии стоял весьма остро и рассматривался оппозицией как вполне логичное завершение нынешнего политического кризиса в стране. Однако ряд шагов Д. Русефф (Dilma Vana Rousseff) радикально изменил ситуацию.

Дело в том, что политический кризис в Бразилии обусловлен во многом коррупционным скандалом вокруг государственной нефтяной компании «Петробраз» (Petrobras) и усугубляется ухудшением общей экономической ситуации. Коррупционные разоблачения коснулись всех крупнейших бразильских финансово-промышленных групп и политических партий. Основной обвинитель  – судья штата Парана С. Моро (Sérgio Fernando Moro) – не пожалел ранее считавшихся «неприкасаемыми» глав основных компаний страны, чьи имена «на слуху» не только в самой Бразилии, но и за рубежом. Сейчас, пожалуй, легче перечислить те фирмы, которые оказались вне рамок этого скандала. Список политиков высшего федерального и регионального уровня, получавших весьма существенные «бонусы» от реализации контрактов бразильского нефтяного гиганта, также обширен и охватывает практически весь партийный спектр страны, не исключая оппозицию.

Очевидно, что в таких условиях требуются решительные действия, чтобы ситуация не стала необратимой и не привела к «революционным» протестам. Как известно, протестный потенциал бразильского общества очень высок, и его мощная волна способна опрокинуть даже такой относительно стабильный демократический режим, который существует в Бразилии. На этом фоне вполне логичным для оппонентов действующего президента в лице PMDB (Партия демократического движения Бразилии), PSDB (Социал-демократическая партия Бразилии) и PP (Прогрессистская партия) выглядела добровольная отставка либо импичмент Д. Русефф, тем более что с начала года сформировалась довольно устойчивая коалиция  PMDB и PP, обладавшая всеми властными рычагами. Достаточно отметить, что ее члены возглавляют обе палаты парламента и занимают пост вице-президента страны, который в случае отставки или импичмента нынешнего главы государства по действующему законодательству становится исполняющим обязанности президента до следующих выборов.

Такой триумвират позволял рассчитывать на позитивный результат вне зависимости от вектора развития политической ситуации в стране. Поэтому после неудачных попыток убедить Русефф принять добровольную отставку оппозиция сделала ставку на импичмент и оказание давления лично на президента и правительство в целом, применяя законодательную процедуру одобрения парламентом годового бюджета. Однако, как показала практика, этим планам не суждено было сбыться, по крайней мере на нынешнем этапе.

Д. Русефф известна своим довольно жестким и даже непримиримым характером, закаленным во времена военной диктатуры и участия в военизированных левацких группировках марксистского толка (Comando de Libertação Nacional, COLINA (Командование национального освобождения). Вместе с тем казалось, что эти качества нынешнего главы государства ушли в прошлое. Однако речь Русефф, произнесенная 13 октября 2015 года перед профсоюзными лидерами в Сан-Пауло (городе, являющимся традиционным оплотом оппозиции), в которой она фактически обвинила оппозиционеров в  подготовке антиконституционного переворота, разрушила все планы коалиции на импичмент и добровольную отставку президента. Очевидно, что этому способствовали не только содержание и тональность высказываний Д. Русефф. Важным фактором стали и появившиеся заявления об участии главы нижней палаты парламента Э. Куньи (Eduardo Cosentino da Cunha), активно продвигавшего идею импичмента, в коррупционных схемах «Петробраза» и наличии у него незадекларированных миллионных счетов в Швейцарии. Да и сама политическая обстановка в стране, характеризующаяся острым противостоянием, не могла не получить отражение в реакции противоборствующих сил на маневр Дилмы.

Как будет развиваться ситуация в Бразилии в дальнейшем – предсказать трудно. Но вполне очевидно, что Русефф одним ударом свела на нет актуальность вопроса об импичменте (по крайней мере на ближайшую перспективу) и пошатнула устойчивость антипрезидентской коалиции. Оппозиции придется в ближайшее время провести перегруппировку сил, однако с учетом ее разнородности сделать это будет весьма сложно. От президентской команды и правительства следует, видимо, ожидать дальнейших шагов по стабилизации ситуации и «наступления» на экономическом фронте, т.е. преодоления парламентского «вето» по бюджету на 2016 год и сохранения для себя гарантированных возможностей дальнейшей реализации социальных инициатив. Раскручивание коррупционного скандала, скорее всего, будет иметь свое продолжение, несмотря на заинтересованность в нем в основном внешних сил. Иными словами, скорого завершения периода политической нестабильности в Бразилии ждать не стоит.