Антон Гурьянов

Сейчас многих интересует вопрос – по какому сценарию будут развиваться события на территории Украины? Условно можно выделить три сценария, если смотреть со стороны Украины, то как: плохой, очень плохой и катастрофический.

Первый сценарий: ситуация, когда под давлением дипломатии Украина доводит до конца Минские договорённости. Т.е. киевская власть начинает выплачивать пенсии на Донбассе, даёт особый статус регионам и прочее, и прочее. Мне данный сценарий представляется маловероятным. На сегодня Украина финансово не способна выполнить минские соглашения. Выплачивать пенсии и заработные платы бюджетникам  Донбасса Киев просто не в состоянии. Кроме этого масса вопросов, например, связанных с образовательными программами, с контролем границ, с выборами местными, парламентскими, контроль за налоговыми поступлениями и многие другие которые заводят процесс завершение буквы Минских соглашений в глухой тупик. Украина попалась в ловушку невозможности выполнить то, под чем подписалась.

Наиболее вероятными мне видятся следующие два сценария: очень плохой и катастрофичный.

Рассмотрим в начале очень плохой. Это заморозка конфликта. В этом случае Украина вынуждена будет заняться разборками внутри своих границ. Что собственно и происходит сейчас. Схватка за власть между украинскими элитами переходит в самую острую фазу. Экономика медленно, но уверенно умирает. Россия может поступить с Украиной по грузинскому сценарию – сделать из неё русофобскую страну пугало, на примере которой показывать всем остальным, как не надо себя вести. Однако хочется надеется, что будет выбран другой вариант. Всё таки в постсоветской системе Украина занимала немаловажное значение в геополитическом смысле для России. А Россия уверенно идёт к тому, что будет отстаивать свои интересы, не склоняясь перед США и их сателлитами. И если России удастся решить в свою пользу конфликт в Сирии, то она встанет на геополитической доске совсем в другом качестве, превратившись в мощный центр влияния. По этому вполне возможен вариант политического переформатирования Украины под российское влияние. Пока правда не ясно, каким технологически путём это будет сделано. Возможно с помощью консенсуса элит, можно через создание пророссийских политических сил на развалинах украинской государственной системы. Но для России жизненно важно контролировать это пространство с точки зрения своих геополитических интересов. И скорее всего она будет этого добиваться. Вопрос в том, сколько времени потребуется для мягкого решения этого вопроса. Россия будет ждать столько, сколько нужно. Ждать она умеет, она это доказала.

Однако возможен и катастрофический вариант. Это ситуация, когда Киевские власти пойдут на поводу у Северо-Атлантических хозяев и решаться на военную агрессию вопреки минским соглашениям. В этом случае Украину ждёт военный и политический разгром, вплоть до полной потери государственности. ЕС будет вынужден осудить действия Киева, он и сейчас не сильно потакает ему. Украинские власти это понимают и скорее всего по этому сценарию не пойдут.

Таким образом, наиболее вероятным видится очень плохой сценарий – заморозки конфликта до полного разложения украинских политических сил. А затем создание пророссийской повестки, в рамках которой Украина и будет существовать.

Рассмотрим возможные последствия этого сценария для Украины под властью киевского правительства, для Донбасса и для России.

Для территории Украины, подконтрольной Киеву замораживание конфликта будет означать наращивание конфликта внутри сформировавшихся властных элит и между региональными элитами на местах. Ресурсов на то, чтобы удерживать равновесие, у Киевской власти становится всё меньше и меньше. Региональные элиты, видя это, с большой вероятностью захотят оторвать себе кусок с тонущего корабля под названием Украина. Это с неизбежностью приведёт к конфликту между элитами. На стороне Порошенко в этом конфликте выступает США и пока ещё ЕС. Хотя уже сейчас видно, что хозяева всё сильнее недовольны своим нерадивым исполнителем. Россия пока не проявляет себя в этом процессе, но её поддержкой пытаются заручится, многие как из региональных элит, так и из Киева. Политические силы уже поняли, что с очень большой долей вероятности на Украине  последнее слово будет за Москвой. Но Москва молчит, не давая в открытую поддержки, ни одной из сторон. И это понятно – на Украине сегодня нет значимых пророссийских политических сил. Значит, конфликт будет только нарастать.

Для Донбасса замораживание конфликта означает медленную, но уверенную интеграцию с Россией. Переформатируются финансовая, экономическая, образовательная и другие системы для взаимодействия с Россией. Под это пишется законодательная база, и все процессы сводятся к этой конечной цели. Т.е. Донбасс готовят если не к присоединению к России, то к вхождению в экономическое пространство по примеру Белоруссии.

Россия получает возможность постепенно решать вопросы, связанные с ситуацией на Донбассе не затрачивая на это лишних ресурсов. Негативным фактором является падение морального духа у тех, кто начинал процессы Русской Весны в ополчении, в роли гражданских активистов. Однако их энергию можно направить в русло работы с территорией Украины под властью Киева и в обустройство жизни в самих народных республиках.

С учётом вышесказанного можно констатировать, что замороженная ситуация приведёт к ухудшению экономической ситуации на Украине, конфликту между центром и регионами, а также конфликту в самом политическом центре, что мы уже можем наблюдать. Республики Донбасса тем временем будут интегрироваться в Россию, а Россия сможет использовать этот процесс в своих дипломатических и стратегических целях. Однако без дополнительных воздействий  власть на территории Украины, подконтрольной Киеву не перейдёт в руки пророссийских сил, поскольку на сейчас они выдавлены из её политического поля. Для перехвата власти необходимо: во-первых создать такие политические силы, во вторых отработать сценарии прихода к власти на Украине именно этих сил.