Александр Роджерс,
член экспертной группы РИСИ по Украине

Во-первых, даже если бы эта реструктуризация состоялась, то она коснулась бы лишь суммы в 18,5 миллиардов долларов. А поскольку государственный долг Украины на сегодня составляет примерно 70,4 миллиарда долларов, то это повлияло бы лишь примерно на его четверть.

Во-вторых, никакой реальной реструктуризации на сегодняшний день до сих пор нет. Как неоднократно заявлялось, текст договора о реструктуризации был согласован лишь с частью держателей долга, входящих в так называемый Специальный Комитет Кредиторов (СКК). Эта часть представляет интересы держателей долга только на сумму 8,5 миллиардов долларов, то есть меньше половины от общего числа входящих в СКК.

Соответственно, и на первом переговорном заседании 14 октября, и на втором 28 октября несогласные кредиторы просто отсутствовали. В результате чего в обоих случаях на заседаниях не было необходимого кворума, и никакой договор заключить было попросту технически невозможно.

Что не помешало Минфину Украины и лично Яценюку дважды заявить о своих «перемогах». Соответствующие объявления на сайте Минфина оба раза выглядели примерно так: «Министерство финансов Украины радо сообщить, что завершение реструктуризации внешнего долга Украины, включая выпуск новых облигаций внешнего государственного займа Украины для кредиторов, которые имеют на это право, ожидается 28 октября 2015 года». Ну и во втором случае дата уже стояла 12 ноября (то есть вчера).

И действительно, на днях Кабмин Украины выпустил указ о выпуске новых облигаций для процедуры реструктуризации.

Однако 12 ноября завершилось, а никаких сообщений о подписании договора и завершении процедуры реструктуризации нет. Нет ни официальных заявлений СКК, ни опубликованного договора, ни победных сообщений в украинских СМИ, ни даже «радо сообщить» на сайте Минфина.

Как гласит народная мудрость «Отсутствие новостей – это тоже новость». Потому что можно не сомневаться, что в случае успешного завершения реструктуризации об этом трубили бы на каждом углу.

Вместо этого Киев заявил, что они «предоставляют возможность всем желающим обменять старые евробонды на новые в течение 150 дней». Если бы соглашение было достигнуто, то обменяли бы всем частным кредиторам и автоматически, а не «по желанию».

Другим косвенным признаком того, что никакой реструктуризации нет, является беспрецедентное давление, которое пытаются оказывать США на правительство России с целью принудить их реструктуризировать долг в 3 миллиарда и (какая наглость!) списать 600 миллионов из этой суммы. Без России у сторонников реструктуризации в СКК нет ни кворума, ни большинства. Поэтому США требуют, просят, советуют и умоляют, и всё одновременно.

Я вообще, как честный и прямой человек, не понимаю подобной «логики». Если киевский режим, как он постоянно сам об этом заявляет, ведёт против России войну, то о каком списании долгов может вообще идти речь? Здесь воюем, а здесь торгуем и просим скидки и поблажки? Это уже откровенная шизофрения.

В ответ Президент России Владимир Путин взамен на рассрочку долга на три года предложил ЕС, США и МВФ «если вы так верите в потенциал украинской экономики» гарантировать этот долг. После чего МВФ официально заявил, что не намерен этого делать, еврокомиссар по торговле ответил «Мы не намерены компенсировать Украине потерю российского рынка», а США стыдливо молчат.

Ситуацию с государственным долгом и дефолтом Украины повторяет в миниатюре ситуация с дефолтом Киева. На днях, 11 ноября, рейтинговые агентства «Fitch» и «Standarts&Poors» почти одновременно присвоили столице Украины рейтинг «D», означающий дефолт. В связи с тем, что Киев не выплатил в срок (29 октября) 250 миллионов по евробондам и в ближайшее время, скорее всего, не сможет заплатить ещё 300 миллионов долларов по ещё одному выпуску евробондов. Десять дней прошло и рейтинговые агентства единодушно зафиксировали дефолт Киева.

Весьма красноречиво само по себе, что столица дефолтного государства также объявляет дефолт. Если бы деньги были, то уж столицу бы обязательно спасли. Тем более что при заявляемых резервах в 16 с лишним миллиардов долларов даже 550 миллионов – это не слишком большая сумма. Видимо, таких ЗВР у киевского режима на самом деле попросту нет.

На сайте Минфина по этому поводу висит также весьма красноречивый текст:

«На протяжении нескольких месяцев в ходе переговоров представители города Киева и специального комитета кредиторов (СКК) при участии представителей Минфина Украины не достигли согласия относительно условий проведения операции по реструктуризации долга. Город Киев и Минфин считают, что последнее предложение, предоставленное Киевом комитету кредиторов, является справедливым и разумным компромиссом, который СКК, тем не менее, не поддержал».

И снова «недобросовестные кредиторы» (безумный термин, придуманный безумным Яценюком) виноваты! Не поддерживают «справедливых и разумных» предложений простить долги киевского режима «за красивые глаза».

В пользу того, что у киевского режима нет денег, говорит и ситуация в энергетике. Глава Минэнерго России Александр Новак заявил, что поставки газа на Украину прекратятся через несколько дней в связи с окончанием предоплаты. Аналогичная ситуация и с поставками электричества из России на Украину, которые Демчишин из уже украинского Минэнерго в последние дни пытается прекратить (ибо нечем платить), но не получается (потому что запасы угля для ТЭС тоже мизерные). И всё это происходит как раз в момент, когда отопительный сезон должен выходить на полную мощность, явно не от хорошей жизни.

При этом Яценюк регулярно отчитывается, что у них профицит бюджета (что в падающей экономике вообще нонсенс) почти в 10 миллиардов гривен. Игнорируя тот факт, что этот «профицит» достигается исключительно за счёт невозврата НДС и переплаты налога на прибыль (то есть фактического ограбления бизнеса), в результате чего долг перед предпринимателями составляет на сегодня уже порядка 50 миллиардов гривен. То есть на бумаге профицит, а в реальности огромный дефицит и скрытый долг. Такие же скрытые от макроэкономической отчётности долги и на региональном и муниципальном уровне, когда местные бюджеты хронически недофинансируются.

В остальных отраслях ситуация не лучше. Почти каждый день сегодня приходят сообщения о закрытии того или иного банка, о банкротствах тех или иных госпредприятий. Некоторым долги удаётся пока реструктуризировать, но далеко не всем.

И такая деструктивная политика Кабмина, Минфина и НБУ бьёт по экономике, вызывая дополнительное падение. Например, «Метинвест» на днях выпустил обращение, что если им не вернут три с лишним миллиарда гривен возврата по НДС, то они будут вынуждены свернуть деятельность и фактически полностью остановить металлургическую отрасль Украины, которая многие годы была одним из основных драйверов экономики.

Яценюк, Яресько и Гонтарёва озабочены исключительно фальсификацией макроэкономической отчётности, а на реальный сектор экономики они попросту не обращают внимания. В результате курс гривны искусственно удерживается (хотя сейчас, после выборов, курс доллара опять пошёл вверх и уже торгуется в районе 24-25 гривен за доллар), зато внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) и внутренний рынок стремительно стагнируют. И политика урезания расходов, которую в полном соответствии с разрушительными рекомендациями МВФ планируют осуществить при принятии бюджета на 2016 год, эту стагнацию только усилит.

Чтобы скрыть плачевное состояние украинской экономики и отвлечь население от пустых карманов и высоких коммунальных тарифов, киевский режим снова активизирует боевые действия на Донбассе. Но декабрь наступит очень быстро, давать Киеву несколько миллиардов или гарантировать его долги никто не собирается, поэтому скрывать Украину дальше скоро станет невозможно.