Представленное 30 ноября 2015 года очередное ежегодное послание президента Республики Н.Назарбаева народу Казахстана полностью было посвящено мерам по борьбе с развернувшимся в стране экономическим кризисом. Во исполнение указаний главы государства 8 декабря 2015 года правительство страны приняло общенациональный план мероприятий и антикризисный план действий кабинета министров и Национального банка Республики по обеспечению экономической и социальной стабильности на 2016-2018 годы.

До октября 2015 года Ак Орда категорически отказывалась признать кризис в национальной экономике, несмотря на усиливающиеся отрицательные тенденции. Первый открытый шаг на борьбу с ними был предпринят в августе 2015 года, когда Нацбанк РК объявил о переходе на плавающий курс тенге. В этом же месяце Нурсултан Назарбаев прямо признал проблемы в местной экономике, в октябре 2015 года заявив, что «наступает настоящий кризис – более сильный, чем в 2007-2009 годы».

Официальная Астана продолжает акцентировать внимание на внешних факторах в объяснении причин ухудшения экономического положения республики. Среди них нестабильность на мировых рынках финансов, углеводородов и металлов, продовольствия, а также усиливающееся давление политического и санкционного противостояния ведущих держав. Осложняет ситуацию международный терроризм как «результат разрушения государственности путем вмешательства внешних сил во внутренние дела суверенных государств».

Ключевые инструменты антикризисной борьбы, предложенные президентом и правительством, связаны с диверсификацией национальной экономики, развитием инновационной инфраструктуры, либерализацией денежно-кредитной политики и ростом производительности труда. Вслед за обозначенными весной 2015 года 5 институциональными реформами и 100 шагами на пути их реализации, Н.Назарбаев в послании от 30 ноября 2015 года определил 5 направлений «комплексных антикризисных и структурных преобразований», уточненных в плане действий республиканского правительства.

В целях стабилизации финансового сектора (первая задача) глава государства поставил цель расчистки финансовой системы от неэффективных банков. Очевидно, здесь казахстанскому финрегулятору придется последовать примеру российского Центробанка, активно проводящего политику отзыва банковских лицензий с приходом Э. Набиуллиной в июне 2013 года. Кроме того, глава государства подтвердил неизменность мер по обеспечению плавающего курса тенге: не будет «возврата к практике бесконечного поддержания курса», и без того сильно задержавшей развитие финансовой системы республики и подорвавшей доверие к нацвалюте со стороны населения и участников хозяйственной деятельности.

Совершенствованию денежно-кредитной системы должно содействовать также укрепление роли Национальной банка РК именно в качестве финансового регулятора, сопровождающееся исключением из его компетенции несвойственных этому институту функций (управление Единым пенсионным фондом, Фондом проблемных кредитов). Обновленный НБ РК должен стать драйвером объявленной дедолларизации казахстанской экономики.

В рамках оптимизации бюджетной политики (второе направление) предполагается повышение эффективности налогового режима путем «отмены неэффективных налоговых льгот», а также замены НДС на налог с продаж. Рационализация бюджетных расходов должна осуществляться за счет привлечения частных инвесторов и расширения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе в финансировании объектов социальной инфраструктуры (дороги, больницы, школы).

Третья меры связана с проведением масштабной приватизации. Глава государства в очередной раз обрушился с резкой критикой в адрес малоэффективных и громоздких государственных холдингов «Самрук-Казына», «КазАгро» и «Байтерек». Главная цель – привлечение иностранных инвестиций, ослабления нагрузки на госбюджет и повышение конкуренции на внутреннем рынке.

В республике ожидается анонсирование широкой программы разгосударствления и передачи в частные руки госкомпаний. Среди вероятных претендентов называются активы КазМунайГаза (в том числе казахстанские НПЗ), авиакомпания Air Astana. Утверждение списка объектов ожидается в январе 2016 года.

Президент РК также предложил продолжить практику отхода от госрегулирования цен на некоторые социально значимые группы товаров: в сентябре 2015 года правительство уже отказалось от нормирования цен на бензин марок 92/93, а в ноябре 2015 года – на хлеб.

В рамках четвертого направления Н.Назарбаев объявил «новую инвестиционную политику», ориентированную на привлечение капиталовложений из-за рубежа в перерабатывающий и технологический сектора. Этому должен способствовать ожидаемый в 2017 году запуск Астанинского международного финансового центра. Хотя эксперты скептически оценивают перспективы такого «регионального хаба в сфере исламского финансирования, приват-банкинга и перестрахования», учитывая неблагоприятные внешнеэкономические условия, слабость местной финансовой системы и отрицательный опыт по созданию подобного центра в Алма-Ате.

Примечательно, что в инвестиционной модернизации Казахстана ставка в послании, как и в «Плане Нации – 100 шагов», сделана преимущественно на сотрудничество с Западом: АМФЦ, создаваемый по образцу Дубайского центра, будет применять английское право, частные инвестиции ожидаются от транснациональных корпораций, совершенствование инвестклимата должна осуществляться под эгидой ОЭСР, подготовка технических и профессиональных кадров – совместно с Германией, Канадой, Австралией и Сингапуром. Евразийский союз упоминается лишь в связи с необходимостью заключения соглашений о свободной торговле с ключевыми региональными игроками.

Пятое направление президентских поручений касается социальной сферы. Несмотря на ужесточение бюджетной политики и рационализацию госрасходов, Астана намерена сделать максимум возможного для сохранения общественной поддержки власти. Президент РК анонсировал существенное повышение зарплат бюджетникам (от 25% до 40%), а также индексацию социальных выплат, опережающую официальный уровень инфляции. Неожиданным стало объявление президентом РК с 2017 года перехода на бесплатное профессионально-техническое образование. Параметры такой реформы пока не ясны: правительству дано поручение разработать этот вопрос.

Подводя внешнеэкономические итоги уходящего года, Н.Назарбаев начал с поддержки республиканской экономики со стороны Китая, а также успешных, по его оценке, визитов в Лондон и Париж. Продолжил глава государства напоминанием о визите В.Путина, подтвердившем «стабильность и прочность наших традиционных добрососедских отношений и развития экономической интеграции».

Осложнение хозяйственной ситуации в стране на фоне девальвации национальной валюты и падения сырьевых цен вынудили руководство республики признать кризис в казахстанской экономике. Преодолеть кризисные тенденции правительство намерено за счет внешних капиталовложений (преимущественно с Запада), а также мобилизации внутренних источников (приватизация, бюджетирование). Возможности евразийской интеграции в числе средств решения проблемы практически не рассматриваются.