Новое правительство Молдовы во главе с представителем демпартии П.Филипом, сформированное 20 января 2016 года в результате перехода на платформу демократов ряда бывших коммунистов и либерал-демократов, предприняло экстренные усилия  по укреплению своих позиций. Расчет при этом делается на внешнюю поддержку. Бухарест, поначалу скептически отнесшийся к правлению демократов, после визита в столицу Румынии помощника госсекретаря США В.Нуланд, судя по всему, убедившей румынское руководство, что главное – сохранение проевропейской ориентации нового правительства Молдовы, заявил о намерении оказать ему финансовую помощь в размере 100 млн. евро.

В первую очередь «команда демократов» олигарха В.Плахотнюка, как ее назвали молдавские СМИ (он сам, В.Филип, спикер парламента  А.Канду) выступила с обещаниями мер экономического характера (пересмотреть систему налогов, повысить зарплату, снизить цену на газ, провести переговоры с Россией по вопросу пошлин, осуществить программу действий на 100 дней и т.д.), рассчитывая хотя бы отчасти снять взрывоопасную социальную напряженность в обществе. Для их осуществления П.Филип поторопился в Бухарест за обещанным первым траншем кредита в размере 60 млн. евро.

Одновременно  активизированы усилия с целью защиты от обвинений власти в коррупции и финансовых махинаций. Продолжается разбирательство по делу об исчезнувшем при прежних правительствах из банков страны миллиарде евро. Министерство юстиции заявило, что будет подавать регрессивные гражданские иски против физических лиц, которые занимают высокие государственные должности в судебной системе, в органах прокуратуры, а также в других структурах публичной администрации, чьи действия привели или непосредственно способствовали нарушению положений Европейской конвенции по правам человека. Под шумиху в СМИ демонстративно уволен глава Управления по борьбе с экономическими преступлениями при Национальном инспекторате полиции Г.Кавкалюк.

Одновременно демократы пытаются найти тактические подходы к бывшим партнерам по развалившейся проевропейской коалиции, с которыми еще совсем недавно вели непримиримую борьбу за власть. Устами А.Канду объявлено о намерении освободить занимаемое сейчас демпартией кресло спикера парламента для других партий. Однако на эти посулы пока никто не откликнулся. Партийные фракции не торопятся войти в альянс с демократами: от предложения занять место спикера парламента, опасаясь обвинений в связях с не имеющей общественное доверие властью, уже отказался лидер либералов М.Гимпу.

С целью его восстановления предприняты активные шаги по работе с оппозицией, прежде всего посредством выдвижения популярных в ее среде лозунгов,  в частности, предложения провести национальный референдум по вопросу избрания президента не парламентом, а прямым голосованием. Следствием такой обработки можно расценить отказ выступавшей совсем недавно в рядах оппозиционной Гражданской платформы «Достоинство и правда» бывшего министра образования М.Санду от лозунга немедленного проведения всеобщих выборов и ее инициатива отложить их на год, или как минимум, до осени этого года, чтобы дать новому правительству время для стабилизации обстановки. В то же время власти по-прежнему отказываются от выполнения основного требования протестующих: роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов.

Это основная причина, по которой перелома в развитии внутриполитических тенденций властям добиться пока не удалось. Не имели отклика  призывы к оппозиции о переговорах. Не торопятся войти в альянс с демократами другие партийные фракции. Левые силы, прежде всего, социалисты, «Наша партия» и платформа «Достоинство и правда»   продолжают настаивать на незаконности создания правительства и сложении полномочий «не представляющей интересы народа олигархической власти», Этой цели служил ультиматум властям: выполнить их требования до 28 января с.г., в противном случае заблокировать все национальные трассы, железные дороги и аэропорт.

Радикализм этого предложения был, судя по всему, понятен и самой оппозиции. В молдавских СМИ замелькали сообщения о возможности ввода в Молдову румынских жандармов на основе имеющегося соглашения между Кишиневом и Бухарестом в случае выхода оппозиции из правового поля.

В этих условиях протестные движения изменили тактику. По истечении срока ультиматума лидеры трех оппозиционных формирований созвали 29 января с.г. Гражданский форум, в котором приняли участие их сторонники, парламентская оппозиция и внепарламентские партии. Лидер оппозиционной Партии социалистов Игорь Додон заявил на форуме, что в случае наличия политической воли со стороны властей вопрос о переходе к всенародному избранию президента можно решить в парламенте путем внесения изменений в конституцию без организации референдума. При этом он подчеркнул, что основной целью оппозиции остаются досрочные парламентские выборы. Руководитель «Нашей партии» Р.Усатый подчеркнул, что «стране нужна мобилизация всех граждан, чтобы все были готовы прибыть в Кишинев для участия всей страной в следующем заседании парламента». Представители  Гражданской платформы «Достоинство и правда» отметили, что в Молдавии происходит попытка установления диктатуры и призвали выдвинуть властям очередные жесткие требования. В итоге оппозиция приняла решение в течение четырех дней систематизировать свои требования в одном документе и представить его властям.

В целом в стране сохраняется обстановка неустойчивого равновесия. Очевидно, что принятые правительством меры пока не стабилизировали обстановку. Более того, как ни парадоксально, но формирование правительства еще более осложнило ситуацию, поскольку устранило, по крайне мере на данный момент, юридические основания для ухода не имеющей доверия власти. Любые же попытки добиться этого силой будут тут же объявлены антиконституционными и могут  решительно подавляться.

На характер обстановки в стране оказывают влияние не только взаимоотношения между властью и протестными движениями, но и сохраняющиеся межпартийные разногласия в руководстве и, самое главное, приближающиеся президентские выборы. В случае, если парламент дважды не сможет избрать президента, должны быть объявлены досрочные выборы.

И все же наиболее политически активен фактор неприятия значительной частью населения Молдовы продолжения евроинтеграционного курса, чреватого для страны национальной катастрофой. Уже ни для кого не секрет, что те механизмы, которые использовал Брюссель в соглашении об ассоциации Молдовы с ЕС – частичные уступки для молдавских экспортеров при обеспечении неограниченного экспорта европейских товаров в Молдову – ведут к консервации страны на ролях зависимого поставщика ограниченного круга изделий, ее однобокому развитию, отсутствию возможностей для широкой диверсификации экономики, превращению национального хозяйства в рынок сбыта залежалых европейских товаров. Даже в преференциальных соглашениях отцов-основателей нынешнего ЕС с  бывшими колониями европейских стран не было пункта о сбыте подержанных товаров, как это имеет место сейчас в соглашении Кишинева с Евросоюзом.

Все эти обстоятельства не могут не подпитывать политическую волю протестующих, их решимость сменить не соответствующий национальным интересам вектор развития страны. Стабильность в ней будет в конечном итоге обеспечиваться не отдельными мерами правительства, а возможностью осознания руководством глубоких стратегических интересов большинства населения страны. Смогут ли демократы подняться до понимания этой необходимости? В этом суть внутриполитической дилеммы страны. Путь к ее разрешению, однако, известен – проведение общенационального референдума о направлениях внешнеэкономической интеграции Молдовы.