Появление концепций Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) вызвано объективными обстоятельствами внутреннего развития России, ее соседей на постсоветском пространстве, Китая, а также особенностями региональной и глобальной ситуации, складывающейся в условиях формирования полицентричного мира.

ЕАЭС призван  консолидировать усилия объединившихся государств в интересах  стабилизации и ускоренного развития их экономик, используя для этого имеющиеся у них богатый ресурсный потенциал и накопленный опыт сотрудничества. Важной целью Союза является формирование  гармоничной социальной среды на основе создания благоприятных условий для жизни и деятельности населения.

Следует отметить, что идея создания ЕАЭС, впервые озвученная в 2011 году, вызвала резко негативную реакцию  со стороны США и их союзников. Причина этого, по-видимому, состоит в нежелании Вашингтона видеть формирующийся миропорядок, в котором другие государства будут способны строить свою судьбу по собственному выбору, располагать правом и возможностями реально не соглашаться с американскими ценностями и противодействовать безоговорочному подчинению инструкциям Белого дома. Этим объясняется поведение Соединенных Штатов на Украине, а также в других республиках бывшего Советского Союза, где американцы стремятся использовать всякую возможность для оказания влияния на политико-формирующие структуры в своих интересах. По нашему мнению, такая позиция США носит базовый характер и относится не только к России, ее ближайшим соседям, но и ко многим  другим субъектам международной жизни.

Здесь важно подчеркнуть, что Россия и Китай выступают категорически против давления на другие  государства, в том числе путем односторонних санкций, силовых методов, применения двойных стандартов и, тем более, попыток устранения законных правительств незаконными способами. Такое взаимопонимание между нашими странами имеет особую важность и в совместной работе по крупным международным проектам.

Россия приветствовала инициативу Китая о создании Экономического пояса Шёлкового пути как  важное направление развития торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия в регионе, положительно оценив готовность КНР учитывать российские интересы в ходе разработки и реализации  проекта.

Как известно, во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в мае 2015 года Россия и Китай существенно продвинулись в укреплении двустороннего геополитического,  экономического и торгово-финансового сотрудничества, подписав в этих целях целый ряд  документов. Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП является одним из наиболее важных документов. Оно предусматривает совместную деятельность по формированию среды, условий и механизмов в интересах взаимовыгодного  развития сторон при реализации указанных проектов.

В частности, по завершении необходимой подготовительной работы предполагается заключить Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве и далее вести дело  к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем. Мы полагаем, что в проработке конкретных  предложений по реализации проектов  особая ответственность должна лежать на экспертном сообществе наших государств с тем, чтобы были  учтены коренные национальные интересы и задачи успешного развития сторон.

Следует заметить, что сопряжение строительства ЕАЭС и ЭПШП необходимо не только потому, что этого требуют экономические соображения, но и в силу особенностей влияния историко-культурного опыта стран-членов ЕАЭС и Китая, их оценок состояния и перспектив собственного развития в контексте региональных и глобальных перемен.

На наш взгляд, основные  предложения по координации двух проектов должны, прежде всего,   соответствовать практическим усилиям сторон по дальнейшему развитию уже сложившегося  взаимовыгодного сотрудничества по «углублению всеобъемлющего партнерства и  стратегического взаимодействия» между Россией и Китаем. Важно, чтобы они стимулировали выявление новых возможностей экономического роста, способствовали укреплению конкурентных преимуществ стран-участниц, повышали уровень региональной безопасности.

И здесь главные усилия предполагается сосредоточить на развитии и совершенствовании  торгово-инвестиционного  взаимодействии, двусторонней торговли, региональной транспортно-логистической системы, а также на создании инфраструктуры в интересах реализации совместных проектов, в том числе трансграничных зон экономического сотрудничества. К примеру, осуществление китайского «Плана взаимодействия в нефтегазовой сфере с Россией и странами Центральной Азии», интегрированного в проект ЭПШП, должно быть, безусловно, экономически и политически выгодно странам-членам ЕАЭС  и Китаю.

Весьма важным направлением сопряжения должно стать создание благоприятных условий для роста малых и средних предприятий, развития производственной кооперации и углубления региональных производственных связей. В этой связи, на наш взгляд, большое значение имеет ряд конкретных инициатив. Среди них – создание Совета сотрудничества между регионами Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая, участие Китая в проектах на территориях  опережающего развития на российском Дальнем Востоке, углубление взаимодействия между регионами Приволжского федерального округа и верхнего, среднего течения реки Янцзы и др. В рамках сопряжения мегапроектов стороны  предполагают осуществлять дальнейшее увеличение  расчетов  в национальной валютах, использовать валютные свопы, укреплять сотрудничество в области экспортного кредитования, страхования, проектного и торгового финансирования.

В целом, сотрудничество на российско-китайском треке имеет под собой хорошую основу. С 2010 года КНР является крупнейшим торговым партнером России. И хотя в истекшем году по причине ряда неблагоприятных внутренних и внешних условий произошло снижение почти на 30%  российско-китайского товарооборота, тем не менее стороны намерены наращивать усилия по реализации проектов в энергетической сфере, высокотехнологичных отраслях, включая космос, авиастроение, атомную энергетику, военно-техническое сотрудничество. В июне 2015 года на заседании Российско-Китайской межправительственной комиссии по инвестиционному  сотрудничеству были утверждены 58 крупных совместных инвестиционных проектов. Готовится к подписанию Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах, которые  перемещаются через  таможенные границы ЕАЭС и КНР.

Важно отметить, что реализация мер по сопряжению строительства «экономического союза»  и «экономического пояса» предусматривает совместную работу не только в двустороннем формате, но и на многосторонних площадках, прежде всего в рамках ШОС, а также координацию действий с другими международными структурами.

По нашему мнению, непременным условием успешного осуществления указанных планов является сохранение региональной стабильности и безопасности. Поэтому в совместном заявлении России и Китая об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, подписанного также в мае 2015 года, стороны призвали отстаивать принцип неделимости безопасности, всемерно развивать сотрудничество в этой сфере, в том числе противодействовать использованию информационных и телекоммуникационных технологий для вмешательства  во внутренние дела государств и подрыва их политической и социальной стабильности. Это в очередной раз было подчеркнуто во время декабрьского (2015 г.) визита российского премьера Д.Медведева в Китай для участия в 20-й регулярной встрече глав правительств России и КНР.

Мы полагаем, что тесная координации строительства Евразийского экономического союза и  Экономического пояса Шелкового пути имеет важный политический смысл еще и потому, что она осуществляется в период формирования, по существу, нового мирового порядка и новых правил международных торгово-экономических отношений. Качество и результаты взаимодействия России и Китая по указанным проектам должны способствовать укреплению международной безопасности и успешному продвижению интересов наших стран в сложных региональных и  глобальных процессах.