Разрушительная политика Турции в отношении соседних государств распространяется и на памятники культурно-исторического наследия армянского народа. Хотя Турция декларирует политику защиты культурных ценностей на своей территории, относит к уголовным преступлениям действия, направленные на уничтожение и повреждение культурных ценностей, борется с проблемой нелегальных раскопок, грабежей, кладоискательством, однако, армянские памятники не нашли пока должной степени защиты. Турецкие власти исходят из того, что это разрушение поможет быстрее забыть о том, что некогда эти территории были заселены армянами.

Турки используют в настоящее время армянские церкви как спортзалы[1], стоянку под автомобили и даже туалет[2]. В связи с вышесказанным возникает вопрос, могут ли армяне каким-либо образом участвовать в сохранении своих памятников культурного наследия, которые находятся ныне в чужом, настроенном враждебно по отношению к ним, государстве? Каков может быть механизм сохранения культурного наследия народа, которое находится на территории другого государства?

Принятая мировая практика требует, чтобы само государство, на территории которого находятся культурные ценности, в том числе объекты недвижимости, следило за их сохранностью. В Турции принят ряд законодательных актов в сфере защиты культурных ценностей. К таким актам относятся: Закон № 2863 от 21.07.1983 г. «О сохранении культурного и природного наследия» (с изменениями, внесёнными Законом № 648 от 08.08.2011 г. и Законом № 653 от 23.08.2011 г.)[3], Закон № 5366 от 16.06.2005 г. «Об охране, реставрации и эксплуатации недвижимых объектов историко-культурного наследия»[4] и ряд других актов. Однако для того чтобы пользоваться охраной, памятник культуры должен быть признан и зарегистрирован как объект культурного наследия. С армянскими памятниками ситуация довольно сложная. На территории Турции армянские памятники не защищены в должной степени, как например, в Иране, где защита осуществляется на государственном уровне.

Сообщения о разрушении армянских церквей в Турции перестали быть редкостью: весной 2015 г. появилась новость о том, что “В Турции копатели кладов разрушают армянские могилы”.[5] Так, в монастыре Аракелоц у села Арак в провинции Муш похитители кладов разрушили стены церкви и перерыли могилы армян рядом с церковью. Данные действия вызвали резкую критику со стороны армян, в результате чего Председатель Союза армян Сасуна Азиз Дагджы обратился в администрацию провинции, а также сообщил, что на основании отчета жандармерии был подан иск в прокуратуру.

Похожие сообщения можно встретить о большинстве армянских церквей, ныне находящихся на территории Турции, например, на глазах разрушается церковь Сурб Аствацацин[6], церкви Ани и др.

Еще в 1923 г., подписав Лозаннский мирный договор, Турция взяла на себя обязательство «предоставить полную защиту церквей, синагог, кладбищ и других религиозных учреждений» национальных меньшинств.  Вряд ли можно говорить о добросовестном исполнении международных договоров в данном случае.

Между тем, Турция является участницей международных договоров, направленных на защиту памятников культуры: Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.,[7] Конвенции об охране архитектурного наследия Европы 1985 г.

В  Резолюции Европейского парламента № 1370 «О  политическом решении армянского вопроса» (18 июня 1987 г.) указывается на необходимость сохранения и консервации религиозно-архитектурного наследия турецких армян.

Резолюция Европейского парламента  от 15 апреля 2015 г.  содержит призыв к Турции «уважать и осознавать взятые на себя обязательства по защите культурного наследия и, в частности, в духе доброй воли провести комплексную инвентаризацию армянского культурного наследия и другого, уничтоженного или разрушенного в прошлом веке в пределах своей юрисдикции».

Для того чтобы избежать обвинений в вандализме, Турция  реконструировала несколько армянских церквей, например, Церковь Святого Креста на Ахтамаре. Построенная в 915-921 гг., она опустела после геноцида армян, и первая литургия была проведена в 2010 г. Турция восстанавливает церковь, причем проводит реставрационные работы на высоком уровне[8]. Турция подала заявку на включение церкви в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, на сегодняшний день она включена в предварительный список ЮНЕСКО.

На территории Западной Армении в 1915 г. действовало, по данным архиепископа Магакия Орманяна, около 2200 армянских храмов. В годы геноцида, по данным различных источников, были разграблены, уничтожены и повреждены около 2150 храмов. Но и уцелевшие после страшных событий церкви продолжали подвергаться разрушениям (по данным Юнеско из 913 храмов к 1974 г. полностью было уничтожено 464, 252 находились в руинах, а 197 подлежали незамедлительному восстановлению под угрозой уничтожения). Однако восстанавливаются и поддерживаются турецким руководством лишь некоторые памятники, которые находятся в туристических зонах.

Если между государствами установлены дружественные отношения, то дипломатическим путем может быть достигнута договоренность о сохранении тех культурных ценностей, которые важны народу. Однако дипломатические отношения между Арменией и Турцией разорваны, вследствие чего данный путь на сегодняшний день неприемлем.

В связи с тем, что в настоящее время отсутствуют дипломатические отношения между Арменией и Турцией, один из возможных путей решения данного вопроса видится в привлечении т.н. государства-посредника. Однако для этого должны быть предприняты серьезны шаги как со стороны Правительства Республики Армения так и, возможно, представителей армянской диаспоры.

На фоне государственной политики, направленной на забвение и разрушение памятников армянского наследия, выделяются редкие случаи человеческого милосердия. Так, например, Армянскую церковь Сурб Аменапркич 1421 года постройки в турецкой провинции Трабзон охраняет и поддерживает в должном состоянии 78-летний турок Хашим Кандекин.[9] Как говорит мужчина, земля, на которой находится храм, перешла ему в наследство от отца, а каждый, кто хочет посетить храм, может взять у него ключи и зайти вовнутрь.

Таким образом, несмотря на отдельные примеры восстановления и поддержания в должном состоянии армянских памятников культурного наследия, находящихся на территории Западной Армении, турецкое руководство не заинтересовано в сохранении объектов армянской культуры, а также не в полной мере выполняет взятые на себя правовые обязательства в вопросе охраны памятников культурно-исторического наследия армянского народа.

[1] http://www.newsru.com/arch/religy/16feb2010/surb_mariam.html

[2] http://news.am/rus/news/202294.html

[3] Текст закона на турецком языке см.: URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=10971

[4] Текст закона на турецком языке см.: URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=11400

[5]http://ces-media.ru/v-tyrcii-kopateli-kladov-razryshaut-armianskyu-cerkov-i-mogily/; http://news.am/rus/news/268581.html

[6] http://armenpress.am/rus/news/691160/

[7] Турция является участником данной конвенции с 1983 г.

[8] http://www.patriarchia.ru/db/text/204403.html

[9] http://tbn-tv.ru/vera/turok-spas-ot-razrusheniya-armyanskij-xram-15-veka/