Привлекательность территории для проживания становится важнейшим условием социально-экономического развития как России в целом, так и отдельных ее регионов. Задача повышения привлекательности является крайне сложной, особенно когда речь идет о тех территориях, которые характеризуются нестабильным ритмом погодно-климатических вариаций, неравномерной заселенностью и удаленностью от крупных социально-культурных центров. Это в полной мере относится к Арктической зоне Российской Федерации.

Сегодня российская Арктика сталкивается с целым рядом вызовов и проблем, решение которых позволит повысить привлекательность региона как территории постоянного проживания и реализации в полной мере своего трудового потенциала. Одной из таких проблем является низкая трудовая мотивация. Трудовая мотивация определяется в первую очередь размерами индивидуальных доходов населения, которые складываются из величины оплаты труда и различного рода компенсационных выплат. Поведенческий стереотип советского периода «на Север – за длинным рублем» уже давно утратил свой смысл. Например, средняя заработная плата в России на начало 2015 г. в 4 раза превышала величину прожиточного минимума, в то время как в Мурманской области – в 3,6, Красноярском крае – в 2,9, а в Архангельской области – только в 2,8 раза. Подобную картину демонстрирует и уровень бедности (численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума) – у четырех арктических субъектов из восьми это значение превышает среднероссийское.

Арктическим предприятиям, испытывающим дефицит работников, привлекать приходится не только жителей Севера, но и кадры из других регионов России. Повышать миграционную привлекательность возможно не только на уровне региона, но и на уровне отдельной организации. Так, например, одно из крупнейших судостроительных предприятий АО «ПО «Севмаш» принял решение с 1 января 2016 года выплачивать процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера (80%) каждому работнику независимо от срока работы на предприятии и «северного» стажа.  Ранее такая надбавка выплачивалась только тем, кто на момент трудоустройства на «Севмаш» не достиг 30-летнего возраста и прожил не менее 5 лет в районах Крайнего Севера, прибывшим из других регионов такую максимальную надбавку приходилось «зарабатывать» в течение 5 лет.

Нормативно-правовую активность в этой сфере должны демонстрировать не только федеральные, но и региональные власти. Эта тема активно обсуждалась на круглом столе, организованном Высшей школой экономики и управления САФУ имени М.В. Ломоносова с участием представителей правительства Архангельской области «Качество жизни: социальное государство, социальная политика и социальные инновации». Профессор ВШЭиУ Николай Залывский предложил принять региональный закон о социальной привлекательности рабочих мест в Архангельской области, что поможет создать предпосылки для выхода за четыре года на достойный уровень рыночной дифференциации размеров оплаты труда наемного персонала. «Закон должен установить стартовый уровень зарплаты рабочего первого разряда в размере прожиточного минимума, а дифференциация в зависимости от профессионально-квалификационных требований должна быть в интервале 1:8», – считает профессор.

Другим вызовом в Арктике является отсутствие современной социальной инфраструктуры. Необходимо отметить не только недостаточность объектов социальной инфраструктуры, но и их высокий износ, слабую техническую оснащенность и отсутствие современных технологий. Проблемой является также чрезмерная концентрация социальных объектов в наиболее крупных населенных пунктах, что фактически резко ограничивает возможности их использования значительной частью населения. Среди всех элементов социальной инфраструктуры в качестве наиболее актуальной с позиций привлекательности для проживания, особенно молодежи, является культурно-досуговая инфраструктура, для развития которой необходимо объединить усилия разнородных групп – органов государственной власти, местного самоуправления, представителей корпоративного, а также малого и среднего бизнеса, науки и образования. И здесь есть оптимистичные примеры – 1 октября 2015 года состоялось торжественное открытие самого северного аквапарка в России «Тропикана» в Норильске, построенного благодаря инвестициям ГМК «Норильский никель». Реализация подобного проекта ожидается в Нарьян-Маре как совместная инициатива «Ненецкой нефтяной компании», руководства НАО и компании «Тоталь».

Для анализа качества жизни, безусловно, важны не только количественные показатели, но и субъективная оценка населения региона – уровень удовлетворенности повседневных потребностей, включая соответствие социальной политики государства перспективе материального благополучия и ожиданиям населения. В рамках проекта «Состояние и перспективы социально-экономического развития арктических регионов России в представлениях жителей Европейского Севера», реализованного РОО «Возрождение российской культуры», Экспертно-аналитическим центром САФУ имени М.В. Ломоносова и Центром социологических и маркетинговых исследований «ФОРИС» в 2014-2015 гг., изучалась привлекательность муниципальных образований, отношение к Северу и системе «северных льгот», межнациональные установки. Опрос показал, что характеристики, определяющие качество жизни и привлекательность территории достаточно дифференцированы по территориям Арктической зоны РФ. Так, например, в качестве самой актуальной проблемы поселений – «плохие дороги» – были названы 46 % респондентов Архангельской области и 55% респондентов Ненецкого автономного округа, и только 29% опрошенных в Мурманской области, которые считают основной проблемой высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

Органы государственного управления России уделяют достаточно большое внимание проблемам развития Арктики. Так, на очередном заседании Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации 28 января 2016 г. среди прочего обсуждался вопрос привлекательности арктического региона России. В частности, было предложено подготовить комплекс мер по повышению уровня жизни населения на примере Республики Саха (Якутия), а также выработать технологии районирования АЗРФ с целью мотивации населения к проживанию в Арктике.

Миниэкономразвития РФ проводит масштабную работу по ревизии и структурированию мероприятий отраслевых программ, инфраструктурных и промышленных объектов, что должно найти отражение в новой редакции государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны России. Региональные власти вносят свои предложения, активно участвуют и муниципалитеты. В Северодвинске прошёл съезд ассоциации «Арктические муниципалитеты», созданной в 2014 г. и поддержанной Советом безопасности РФ и госкомиссией по вопросам развития Арктики в 2015 г., на котором обсуждались необходимые изменения в «арктические» законодательные акты по разным направлениям развития инфраструктуры Севера: создание системы банковских и государственных услуг в отдалённых северных деревнях, решение проблем водоснабжения и водоотведения, повышение транспортной доступности.

Улучшить качество жизни северян позволит создание единой, управляемой системы региональных авиаперевозок, что невозможно без государственной поддержки малой авиации, поэтому ассоциация выступила с предложением внести изменения в правила предоставления федеральных субсидий на возмещение авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за вертолёты и самолёты малой вместимости.

Поскольку привлекательность для проживания, как правило, измеряют такими критериями, как уровень жизни и качество жизни, то большие надежды возлагаются на разрабатываемый проект федерального закона о развитии Арктики, а также на новую редакцию государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». В современных условиях стратегической целью подобных документов является повышение качества жизни населения.

Несмотря на то, что источники инвестиций в кризисных условиях являются весьма ограниченными, необходимо думать о будущем и не откладывать реализацию тех инфраструктурных проектов, которые определяют среду обитания человека.

С учетом геополитической роли Арктики необходимо во главу угла поставить человека, сместить акценты с перспектив освоения природных ресурсов на людей и найти возможности формирования системы ключевых мер повышения привлекательности для проживания и работы в формате «стратегические инициативы – быстрые успехи».