Президент США Барак Обама  21 марта 2016 года отправится с визитом на Кубу, если, конечно, в последний момент ему не помешают непредвиденные обстоятельства. Это событие будет носить исторический характер, поскольку последний раз действующий президент США посещал Кубу в 1928 году, и главной целью той поездки было участие в Панамериканской конференции, а не встреча с кубинским лидером.

По замыслу Белого дома визит Обамы должен стать продолжением политики, направленной на сближение с Кубой, “с кубинским народом”, как любит уточнять нынешний американский президент. Планируется, что во время переговоров с Раулем Кастро Обама в очередной раз выразит озабоченность в связи с нарушениями прав человека и призовет кубинское руководство ускорить экономические и политические реформы. Особенно настаивает Обама на возможности лично встретиться с местными диссидентами и выступить на публике.

Также ожидается, что накануне визита или во время пребывания Обамы на Кубе будут обнародованы новые меры, направленные на ускорение процесса нормализации кубино-американских отношений. В частности, есть вероятность, что  президент США объявит о снятии запрета на использование доллара в банковских операциях с кубинскими финансовыми учреждениями и разрешит американским гражданам, не имеющим родственников на Кубе, совершать индивидуальные поездки на остров с нетуристическими целями (сейчас это возможно только в составе организованных групп).

Однако все это не является главной целью визита. Встретиться с оппозиционерами, которые, к слову, не имеют никакого влияния в кубинском обществе, Обама мог бы и в США – после миграционной реформы, проведенной на Кубе в 2013 году, диссиденты получили свободу передвижения, и с некоторыми из них Обама уже встречался. Не станет чем-то из ряда вон выходящим и публичное выступление Обамы. Вряд ли он сможет сказать кубинцам что-то новое о свободе и американской демократии, поскольку они поддерживают тесные связи с родственниками, проживающими в Америке, и прекрасно осведомлены о плюсах и минусах жизни в Соединенных Штатах. Кроме того, с лекциями в Гаване уже выступал другой американский президент, Дж. Картер, правда, после сложения полномочий.

Представляется, что визит на Кубу имеет для Обамы в первую очередь символическое значение, и им движет желание войти в историю в качестве миротворца, положившего конец многолетней конфронтации. Это вписывается и в более широкий контекст – договоренности с Ираном, перемирие в Сирии, поиски компромиссов на украинском направлении… То, что все эти конфликты могут разгореться с новой силой, в данном контексте не так важно, поскольку Обама к тому времени, скорее всего, будет находиться “на заслуженном отдыхе”.

Гораздо больший интерес, чем собственно визит Обамы в Гавану, представляет вопрос о перспективах кубино-американских отношений. Исключение Кубы из списка стран – спонсоров терроризма, составляемого Госдепартаментом, восстановление дипломатических отношений, открытие посольств, принятие мер по активизации экономического сотрудничества являются значимыми, но недостаточными шагами. Для Кубы наибольшее значение имеют отмена торгового эмбарго и возвращение территории в провинции Гуантанамо, где сейчас расположена военная база США.

Что касается Соединенных Штатов, то их цель в долгосрочной перспективе остается прежней – “демократизация” Кубы, и американцы этого не скрывают. Разница лишь в том, что теперь Вашингтон делает ставку на экономическое сотрудничество и инструменты мягкой силы. Так, администрация Обамы при реализации новой стратегии всячески стремится оказывать поддержку негосударственным акторам на Кубе – мелким предпринимателям, различным организациям гражданского общества, “кубинскому народу” в целом. Это связано с ключевым постулатом политики сближения – сделать кубинцев независимыми от государства, поспособствовать изменению социальной структуры кубинского общества, что, как надеются в Вашингтоне, со временем приведет и к политическим изменениям.

В этой связи важно подчеркнуть, что руководство Кубы не питает иллюзий относительно новой политики США. Гавана хочет использовать сближение с Соединенными Штатами для достижения своих целей, то есть для привлечения масштабных иностранных инвестиций и обеспечения устойчивого экономического роста. Решать эти задачи предстоит новому поколению руководителей, поскольку Р.Кастро подтвердил намерение покинуть свой пост в 2018 году. С большой долей вероятности можно прогнозировать, что после ухода Р.Кастро на Кубе будет сохраняться преемственность по отношению к нынешнему курсу, в том числе и во внешней политике.

Не стоит переоценивать и тот эффект, который окажет сближение Гаваны и Вашингтона на российско-кубинские отношения. Оно не приведет к серьезным изменениям во внешней политике Кубы и её взаимоотношениях с союзниками – пока на Кубе сохраняется нынешний политический режим, страна продолжит проводить независимую внешнюю политику и отстаивать свои интересы, а нормализация отношений с США только укрепит позиции Гаваны на международной арене.

По-видимому, визит Обамы станет последним значимым событием его политики на кубинском направлении. До конца этого года будет восстановлено регулярное авиасообщение между странами на основе уже достигнутых договоренностей, и дальнейшее развитие событий будет зависеть от позиции Конгресса и следующего президента США. Один из фаворитов президентской гонки Х.Клинтон, ранее высказывавшаяся в поддержу санкций против Кубы, в 2009 году поменяла свою точку зрения и с тех пор последовательно выступает за отмену эмбарго. В свою очередь, кандидаты-республиканцы (кроме Д.Трампа) выступают против сближения с Гаваной, а М.Рубио обещает вновь включить Кубу в список стран – спонсоров терроризма.

В любом случае вопрос смягчения или полной отмены эмбарго будет тесно увязан с проблемой выплаты компенсаций американским компаниям, которые были национализированы кубинскими властями после революции. В настоящее время эта сумма составляет около 8 млрд долларов. Куба, со своей стороны, также требует многомиллиардных компенсаций от США (до 300 млрд долларов) за урон, нанесенный эмбарго и другими враждебными действиями Вашингтона. Гавана, крайне успешно реструктурировавшая свои долги перед другими странами, не намерена платить Соединенным Штатам и рассчитывает на достижение компромисса, возможно, на основе предоставления американским компаниям определенных льгот на острове. Что касается вопроса о военной базе в Гуантанамо, то его решение затянется на долгие годы, хотя в последнее время звучат заявления высокопоставленных американских военных о том, что база могла бы использоваться совместно с кубинцами[1].

В целом в США все большее влияние приобретают сторонники сближения с Кубой, которые отмечают, что политика изоляции, проводившаяся более 50 лет, не привела к смене режима, а торговое эмбарго нанесло вред американским компаниям. Ни одна из инициатив Обамы не вызвала серьезного сопротивления в контролируемом республиканцами Конгрессе. Ожидается, что вместе с Обамой на Кубу поедут более 20 конгрессменов, которые впоследствии будут лоббировать инициативы, направленные на укрепление двусторонних связей. По опросам общественного мнения, большинство избирателей также поддерживают политику Обамы по отношению к Кубе и выступают за отмену эмбарго, причем это касается сторонников как Демократической, так и Республиканской партий. Наиболее активными противниками сближения остаются лишь конгрессмены кубинского происхождения, ведомые М.Рубио, Т.Крусом и Б.Менендесом, но они все чаще оказываются в меньшинстве.

В целом новый курс США по отношению к Кубе следует рассматривать как историческую победу Гаваны. За последние пятьдесят с лишним лет в стремлении к смене режима на Кубе Соединенные Штаты перепробовали фактически все средства (экономическая блокада, попытки физического устранения руководства Кубы, продвижение различных программ по развитию демократии, создание и финансирование оппозиции на острове), однако потерпели неудачу. Какими будут результаты новой политики, пришедшей на смену открытой конфронтации, покажет время.

[1] Cuba to attend security conference with U.S. for first time. http://www.miamiherald.com/news/nation-world/world/americas/article54305100.html