Парламентские выборы, по результатам которых сформирован новый состав республиканского Мажилиса – нижней палаты законодательного органа РК, прошли 20 марта 2016 года в Казахстане.

Седьмые в истории независимого Казахстана выборы депутатов в пятый раз проведены во внеочередном порядке. Мажилис РК 5-го созыва (2012-2016 годов), как и два предшествующих состава (2004-2007 и 2007-2012 годов), не завершил свои полномочия в конституционно определенный срок. Хотя последняя избирательная кампания стала досрочной условно, учитывая то, что очередные выборы должны были состояться в конце 2016 г.

Центризбирком Казахстана отчитался о рекордной, как и в случае с президентскими выборами апреля 2015 года, явке избирателей. по официальным данным, участие в голосовании приняли 77,1% от списочного состава имевших на это право. Наибольшую активность продемонстрировали граждане Алма-Атинской (беспрецедентные 94,06%) и Атырауской (85,37%) областей. Наименьший интерес к электоральной кампании проявили жители южной столицы страны – Алма-Аты (34,1%).

Согласно пресс-релизу ЦИК республики от 22 марта 2016 г., победителем стала возглавляемая президентом Казахстана политическая партия «Нур Отан», получившая 82,2% голосов избирателей. За представленные в палате прежнего созыва «Ак Жол» и Коммунистическую народную партию отдано 7,18% и 7,14% от общего числа проголосовавших. Не преодолели семипроцентный барьер, необходимый для участия в распределении мест в Мажилисе, партия «Бирлик» (0,29%) и недавно созданная путем объединения Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» (2,01%). Общенациональную социал-демократическую партию (ОСДП) поддержали 1,18% активных избирателей.

В результате 98 парламентских кресел распределены следующим образом: подавляющее большинство мест, обеспечивающее полный контроль над республиканским законотворчеством – 84 мандата – получила партия власти «Нур Отан» (против 83 в прежнем созыве). По 7 кресел заняли «Ак Жол» и КНПК. Остальные партии в обновленный парламент не прошли.

В соответствии с конституционным порядком, 22 марта 2016 г. на внеочередной сессии Ассамблеи народа Казахстана дополнительно к 98 распределенным мандатам избраны 9 беспартийных депутатов. От Ассоциации русских, славянских и казачьих организаций в палату вошел зампредседателя объединения, экс-глава республиканского МЧС, замминистра внутренних дел Владимир Божко.

За ходом казахстанских выборов следили около 1 тыс иностранных и международных наблюдателей, не считая порядка 10 тысяч местных представителей. Среди международных наблюдателей – от Бюро по демократическим институтам и правам человека и Парламентской ассамблеи ОБСЕ, СНГ, ШОС, ПАСЕ, Совета сотрудничества тюркоязычных стран и Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран, от иностранных государств. За исключением участников БДИПЧ ОБСЕ, никто претензий к ходу голосования и качеству подсчета голосов замечаний не высказывал.

Учитывая предсказуемость результатов голосования, наибольший интерес среди экспертов вызывает дальнейший ход политического развития республики. Президент Нурсултан Назарбаев еще до выборов неоднократно заявлял о возможности перераспределения конституционных полномочий между законодательной и исполнительной властью, а также институтом главы государства, в том числе в пользу расширения компетенции парламента. О такой возможности Елбасы напомнил снова во время брифинга на избирательном участке после голосования. 20 марта 2016 г. Н. Назарбаев заявил, что «речь может идти о распределении власти между президентом, парламентом и правительством. Эти изменения будут зависеть от обстановки в мире и внутри страны. Если будет воля народа, мы очень серьезно над этим будем думать». О возможной политической реформе в недавнем интервью «Российской газете» говорил спикер Сената Парламента РК Косым-Жомарт Токаев – второе по официальному статусу лицо страны.

Не меньшую интригу представляет вопрос о будущем главе Мажилиса РК. По распространенным экспертным оценкам, не исключено, что на эту должность будет избрана дочь президента Дарига Назарбаева, занимающая ныне пост вице-премьера по социальному блоку правительства.

Что касается обновления состава кабинета министров, кардинальных перемен, вероятно, здесь ждать не стоит. Во время упомянутого брифинга Н. Назарбаев подтвердил положительную оценку работы исполнительной власти. Глава государства подчеркнул, что «состав правительства подобран грамотно: в нем работают образованные, молодые, владеющие иностранными языками профессионалы своего дела», в связи с чем «надо позволить им довести до конца то, что они на себя взяли». Отсюда возможны лишь незначительные рокировки в верхах.

Таким образом, состоявшаяся избирательная кампания подтвердила твердое намерение Астаны продолжить прежний внутри- и внешнеполитический курс, обеспечивающий относительную социально-экономическую стабильность в республике. В то же время обновленный мандат доверия парламентской власти и президентской партии позволит более решительно противодействовать усиливающимся кризисным тенденциям в национальной экономике, а также провести частичные конституционные преобразования в свете перспективного транзита власти в стране.