США до сих пор остро нуждаются в поставках российских ракетных двигателей РД-180, сотрудничество по данному проекту является примером точечного партнерства и прагматичного подхода Вашингтона даже в условиях санкций.

РД-180 спроектирован на базе самого мощного в мире жидкостного ракетного двигателя РД-170, являющегося настоящим венцом конструкторской  мысли советского ракетного двигателестроения.

В 1997 году было заключено Соглашение на поставку 101 двигателя РД-180 производства НПО «Энергомаш» для использования на американских ракетах-носителях семейства Atlas. Первый серийный двигатель РД-180 был поставлен в США 2 января 1999 года.

Как заявил 9 апреля с.г. заместитель министра обороны США Р.Уорк, ведомство не сможет реализовать свои программы по выводу космических аппаратов на низкую и геостационарную орбиты без российских двигателей. Под угрозой может оказаться программа беспилотного космического корабля многоразового использования Х-37В и программа создания группировки спутниковой связи нового поколения Mobile User Objective System (MUOS) в интересах ВМС США (в 2016 году планируется вывести пятый космический аппарат этой серии).

Заявлению Р.Уорка предшествовали отчаянные попытки Пентагона найти альтернативу РД-180, чтобы избавиться от неприятной для «мирового гегемона» зависимости в такой чувствительной сфере, как обеспечение национальной безопасности.

С началом политического кризиса в двусторонних отношениях вопрос зависимости от российских ракетных двигателей обсуждался между Конгрессом, Пентагоном и представителями оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Консерваторы ратовали за безоговорочный отказ от сотрудничества с Россией, мотивируя это тем, что организации и физические лица, участвующие в процессе поставки РД-180 в США, фигурируют в санкционных списках. Представителям Пентагона и ОПК приходилось сдерживать натиск республиканцев ради реализации своих программ.

В 2014 году Конгресс США запретил новые закупки РД-180, однако они были вновь разрешены в декабре 2015 года. Противники сотрудничества не оставили попыток воспрепятствовать поставкам и в январе с.г., повторно внесли законопроект, отменяющий положение, допускающее неограниченные закупки российских ракетных двигателей.

Сразу после снятия запрета на поставку дополнительно были заказаны 20 двигателей РД-180. Поставки новой партии начнутся сразу же после выполнения предыдущего заказа на 29 двигателей РД-180.

Министр ВВС США Дебора Ли Джеймс высказывалась за создание запаса РД-180, чтобы обеспечить минимальные потребности по программам и бесперебойное их исполнение до появления аналогов. В свою очередь, заместитель министра обороны США Р.Уорк сообщил, что Пентагону в перспективе необходимо иметь минимум две доступные и надежные системы для вывода тяжелых космических аппаратов на орбиту.

Текущая внешняя и внутриполитическая обстановка стимулировала работы над созданием аналога РД-180. Минобороны США заключило контракты с компаниями United Launch Services (ULA) и Aerojet Rocketdyne на разработку американских двигателей, однако даже по самым оптимистичным прогнозам такие двигатели могут появиться не ранее 2019 года, а использовать их для вывода полезной нагрузки получится  не ранее 2021 года. До конца реализации этих проектов использование российских двигателей сохранит возможность США развивать свои военные космические программы.

В ближайшее время американская компания Aerojet Rocketdyne разработает прототип двигателя AR1. Контракт стоимостью 115,3 млн дол. предусматривает возможность увеличения финансирования до
536 млн дол. Аналогичный проект с компанией United Launch Alliance с первоначальными ассигнованиями на сумму  46,6 млн дол. предусматривает разработку ракетного двигателя Vulcan BE-4 и ракетной силовой установки Advanced Cryogenic Evolved Stage (ACES) и выделенные на эти цели средства также могут быть увеличены до 201,6 млн дол.

Краткосрочная политическая конъюнктура пока уступает долгосрочным амбициям США в космосе, а достижения нескольких поколений отечественных конструкторов являются гарантом технологического лидерства России по отдельным направлениям и способствуют развитию российско-американского  сотрудничества в ракетно-космической сфере, несмотря на политический кризис в двусторонних отношениях.