Местные выборы остаются важнейшим этапом урегулирования конфликта на Донбассе. Очередной перенос даты выборов с 24 апреля на 24 июля текущего года демонстрирует сохраняющиеся противоречия между Киевом и Народными Республиками по вопросу об условиях их проведения 1. Напомним, что период с февраля по апрель 2016 г. в качестве нового срока выборов на Донбассе был определён после встречи «Нормандской четвёрки» в Париже в октябре 2015 г., когда впервые был анонсирован перенос даты голосования с 24 октября.

Необходимость проведения выборов в местные органы власти на территории самопровозглашённых республик для обеих сторон является вопросом первостепенной важности. Для украинского президента, стремительно теряющего авторитет и остатки популярности в обществе на фоне социально-экономического коллапса в стране, это шанс заявить об успехе своей политики на неподконтрольных территориях.

Для ДНР и ЛНР, которые без легитимных органов власти на местах не могут наладить полноценного взаимодействия с российскими партнёрами на региональном и муниципальном уровнях сотрудничества, выборы предоставляют возможность преодолеть политико-правовую изоляцию региона.

Однако невыполнение Киевом основных пунктов минских соглашений, в том числе проведение конституционной реформы на Украине, предоставление Донбассу особого статуса, законодательная гарантия освобождения от преследований участников событий в ДНР и ЛНР, наконец, отвод от линии разграничения тяжёлых вооружений и прекращение обстрелов населённых пунктов делает невозможным проведение конструктивных переговоров по вопросу о проведения местных выборов в регионе.

Сознательное торпедирование минских договорённостей со стороны украинского руководства обусловливается целым рядом факторов, в том числе прямым отсутствием заинтересованности в урегулировании конфликта на Донбассе по причине возможного нивелирования образа врага в лице России и актуализации внутренних экономических и социально-политических проблем на Украине.

Активно эксплуатируемый политиками на Украине миф о вооружённом конфликте с Россией и её сторонниками на Донбассе представляет собой единственный оправдательный фактор катастрофической социально-экономической политики официального Киева. Рост безработицы, стремительное падение уровня жизни, закрытие тысяч производств по всей стране, зашкаливающая коррупция «перекрывается» в сознании населения вековой российской «угрозой» и мечтами о безоблачном европейском будущем.

Не случайно, одним из требований Киева в рамках проведения предвыборной кампании на Донбассе является восстановление вещания украинских каналов на территории республик 2. С помощью телевизионной пропаганды Киев намеревается усилить информационную обработку жителей Донбасса и вовлечь их в орбиту активно конструирующегося на территории современной Украины антироссийского проекта.

Кроме того, стоящие за спиной украинского политикума американские кураторы заинтересованы в сохранении тлеющей зоны нестабильности на российских границах с постоянно имеющейся возможностью перевода конфликта в острую фазу.

Наличие отмобилизованных частей ВСУ на линии разграничения сторон конфликта и активно работающие на Украине военные заводы свидетельствуют о том, что потенциал возобновления масштабный военных действий на Донбассе далеко не исчерпан.

По словам жителей региона, ожидание начала активных боевых действий до сих пор является важнейшим фактором современных социально-экономических и политических процессов на территории ДНР и ЛНР. Он значительно тормозит восстановление промышленного потенциала республик, возвращение в регион квалифицированных специалистов, приток инвестиций, развитие гуманитарных связей с зарубежными коллегами.

Очевидно, что бесконечно ситуация с переносом выборов на Донбассе продолжаться не может. Политико-правовая неопределённость ДНР и ЛНР негативным образом влияет не только на местную ситуацию, но и на приграничные российские регионы. Недавнее обострение военно-политической ситуации в Нагорном Карабахе продемонстрировало высокую вероятность открытого вооружённого столкновения в непосредственной близости от границ РФ. Масштабы нерешённого конфликта на Донбассе во много раз значительнее и опаснее карабахского.

В условиях прямой незаинтересованности Киева в реализации минских соглашений, одним из сценариев развития ситуации может стать проведение выборов на Донбассе по республиканскому законодательству, что автоматически будет означать окончательный разрыв Донбасса с Украиной и начало интеграции с Россией.

Тем более что за последний период наметились тенденции, свидетельствующие об усилении процессов социально-правового взаимодействия Народных Республик Донбасса с Россией. На территории РФ фактически признано хождение внутренних документов ДНР и ЛНР, в том числе паспортов и свидетельств о рождении (всего 27 наименований документов). В отличие от граждан Украины пребывание в России жителей республик не ограничивается 90 сутками. Некоторые эксперты считают, что паспорт ДНР-ЛНР по факту признаётся российскими властями в качестве вида на жительство в РФ3. Тенденция подкрепляется инициированием в Государственной Думе РФ законопроекта о предоставлении ускоренного получения российского гражданства жителям ДНР и ЛНР, отказавшимся от украинского гражданства и получившим республиканские паспорта 4.

Всё это даёт основание полагать, что в случае окончательного захода в тупик переговорного процесса между ДНР-ЛНР и Украиной процесс интеграции РФ и Донбасса станет необратимым в силу естественных причин.

  1. В ДНР перенесли «завтрашние» выборы на 24 июля. 19 апреля 2016 г.
  2. Для выборов в Донбассе Киев требует восстановить вещание украинских каналов. 25 апреля 2016 г.
  3. Паспорта ЛДНР стали фактически видом на жительство в РФ – Бабицкий. 31 марта 2016 г.
  4. В Госдуму внесен законопроект о российском гражданстве для жителей ДНР и ЛНР. 5 апреля 2016 г.