12 мая Президент РФ В. Путин провёл совещание, в ходе которого обсуждались перспективы создания  российского регионального самолёта вместимостью 50–60 пассажиров, способного садиться на грунтовые полосы.

Проблема замены устаревших воздушных судов советской постройки для региональных и местных авиалиний назрела уже давно. ОАК в своё время отказалась от разработки машин небольшой размерности, сосредоточившись на двух ключевых проектах в сегменте гражданских самолётов («SSJ 100» и «МС-21»). Эта недальновидная политика привела к тому, что российские авиаперевозчики остались без современных региональных машин, способных, в том числе, садиться и на грунтовые полосы.

Действующий коммерческий парк российских авиакомпаний насчитывает 206 региональных пассажирских самолётов, из которых 130 лайнеров отечественного производства (из них к современным машинам можно отнести лишь 5 Ан-148) и 76 западного1. Существующие в настоящее время потребности в региональных турбовинтовых самолётах лишь отчасти перекрываются продукцией канадской компании Bombardier и франко-итальянской компании ATR. Два года назад рассматривался вариант со сборкой в Ульяновске самолётов Q400 в партнёрстве с Bombardier, массовый выпуск которых предполагалось начать с 2015 г. Однако введённые против России санкции помешали осуществлению  этого проекта.

А поскольку, как отмечают специалисты, российский сегмент производства самолетов для региональных и местных перевозок, даже при значительном росте субсидирования, продолжает находиться в стагнации, вновь встал вопрос, чем заменить выводимые из эксплуатации самолёты, разработанные ещё во времена СССР.

На совещании по вопросам авиастроения министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров представил 4 возможных варианта создания основного регионального российского самолёта. По словам министра, в настоящее время рассматриваются возможности возобновления производства турбовинтовых самолётов Ил-114 (ранее выпускался в Ташкенте) и 50-местного Ан-140, а также лицензионного производства китайского турбовинтового MA700. Кроме того г-н Мантуров вспомнил и о нереализованном проекте 50-местного реактивного Ту-324, который остался на стадии эскизного проектирования.

Остановимся более подробно на этих вариантах. В своё время предполагалось, что на смену устаревшим лайнерам Ан-24 придёт Ан-140. Однако коммерческая эксплуатация нового самолёта в связи с неудовлетворительной организацией послепродажного обслуживания и отсутствия реальной поддержки со стороны государства (его производство осуществлялось самарском заводе  «Авиакор», который не вошёл в ОАК) оказалась нерентабельной. В последнее время строительство Ан-140 осуществлялось в интересах Министерства обороны, однако в связи с прекращением поставок ряда компонентов из Украины их сборка в России была остановлена.

Другой проект касается выпуска в России регионального турбовинтового самолёта Ил-114 (разработан в конце 80-х гг., рассчитан на перевозку 64 пассажиров). Официально признав нерентабельность производства гражданской версии этой машины на мощностях «Авиакора», Минпромторг долго не мог решить,  на какой производственной базе будет организован серийный выпуск самолёта, к патрульному варианту которого проявил интерес Минобороны РФ.

В результате в СМИ появилась информация о том, что для Ил-114 выбран нижегородский авиационный завод «Сокол». По словам вице-премьера РФ Д. Рогозина, его серийное производство планируется начать в 2019 г., причём для реализации запуска необходимо финансирование в объёме 5-6 млрд рублей ежегодно, начиная с 2017 г. В текущем году потребность в финансировании составляет более 3 млрд рублей2. На базе пассажирского самолёта будут созданы грузовой и арктический варианты, а также патрульный самолёт3.

Что же касается проекта реактивного самолёта Ту-324 (первый отечественный лайнер, спроектированный «в цифре»), то в его реализации, прежде всего, заинтересована Республика Татарстан, которая в конце 90-х годов за счёт собственных средств инициировала разработку этой машины. Рабочая документация в сжатые сроки и в полном объёме была передана в Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова (в настоящее время Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, КАЗ), где за короткое время было разработано более 36 тысяч техпроцессов, изготовлено большое количество оснастки. НИИ авиационного оборудования по заказу Республики Татарстан работал над созданием новой отечественной авионики для лайнера. Но, несмотря на то, что проект Ту-324 успешно прошёл защиту перед государственной комиссией, он так и остался на стадии эскизного проектирования.

Ближнемагистральный турбовинтовой самолёт MA-700, разработанный китайской компанией Xian Aircraft Industry Company Ltd и рассчитанный на перевозку 83 пассажиров, является глубокой модернизацией российской модели Ан-244. Это достаточно современный самолёт, но его производства практически нет (1 машина в год) и существуют проблемы с сертификацией. Поэтому сказать, насколько востребованы на российском рынке окажутся  китайские самолёты, достаточно сложно. Многое будет зависеть от коммерческой политики производителя и от условий поставок самолётов.

В то же время следует учитывать и тот фактор, что в 2015 г. на площадке Восточного экономического форума министр по развитию Дальнего Востока А. Галушка подписал рамочное соглашение о сотрудничестве по проекту производства самолётов серии «MA» (МА-60, МА-70, МА-700) с китайскими партнёрами – Xian Aircraft Industrial Corporation и Jiangsu Baoli International Investment Company. В соответствии с соглашением Baoli International займётся формированием в Приморье авиационной промышленной базы для производства воздушных судов, привлечения российских технологий и технического персонала, что позволит ускорить процесс выхода этих машин на рынок Российской Федерации и стран СНГ. А в свете заявления президента ОАК Ю. Слюсаря на авиасалоне МАКС-2015 об изменении индустриальной модели корпорации в сторону более активного сотрудничества с другими производителями, в том числе иностранными, вполне возможно, что проект производства китайских воздушных судов на российской площадке может оказаться приоритетным.

В целом же каждый из вариантов создания регионального самолёта (Ан-140, Ил-114, Ту-324, МА-700) имеет ряд проблем. Но поскольку решение по Ил-114 уже принято, то целесообразно  сосредоточиться на этом проекте и начинать его выполнять.

Кроме того представляется, что Минпромторгу не следует ждать очередного совещания у Президента РФ и самому обратить внимание на проблему создания   современных самолётов для малой авиации, которых также катастрофически не хватает.

  1. И. Самойлов, О. Страдомский, А.Фридлянд, В. Шапкин. Состояние авиационного транспортного комплекса в современных экономических условиях. 2016.
  2. Рогозин назвал сроки серийного производства самолета Ил-114. // INTERFAX.RU: интернет-сайт. 2016. 29 марта.
  3. Минпром начал готовить проект возобновления производства самолета Ил-114 в России // INTERFAX.RU: интернет-сайт. 2015. 29 июня.
  4. На базе российского самолёта Ан-24 был создан китайский Y-7. Его модернизированной версией стал самолёт MA-60 (сертифицирован в сентябре 1989 г.), модернизация которого привела к появлению модификаций MA-600 и MA-700 с более мощными двигателями и новой авионикой.