Сотрудничество в сфере энергетики является основой российско-вьетнамских отношений. Параллельно с традиционным взаимодействием в сфере добычи и переработки нефти и газа, Россия и Вьетнам стремятся развивать и новые направления, одним из которых является атомная энергетика.

В течение длительного времени Россия и Вьетнам проводили двусторонние переговоры по вопросу развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Их результатом стало подписание 31 октября 2010 года межправительственного соглашения о сотрудничестве в сооружении атомной электростанции на территории Вьетнама. Изначально планировалось, что станция будет введена в эксплуатацию в 2020 году. Однако сроки начала строительства неоднократно переносились. В настоящее время официально сообщается, что сооружение АЭС «Ниньтхуан-1» начнется в 2020 году и будет завершено к 2027-2028 гг. Но очевидно, что данные сроки не являются окончательными, потому что для вьетнамской стороны многие вопросы остаются спорными как на уровне руководства страны, так и в экспертных кругах.

Вместе с тем ситуацию в энергетическом секторе Вьетнама можно охарактеризовать как достаточно тяжелую. В 2015 г. генерирующая мощность электросетей страны составила 38 тыс. МВт. Современные темпы роста экономики гарантируют Вьетнаму рост потребления электроэнергии на уровне около 17% в год. При этом стратегия энергетического развития страны предполагает увеличение производства электроэнергии лишь на 13-14% в год. Таким образом, уже в 2020 г. страна столкнется с острым дефицитом электроэнергии. Между тем ситуация в этой сфере более чем печальна: гидроэнергетические ресурсы к 2017 г. будут практически выработаны, а угольные и газовые месторождения сильно истощены. Дальнейшее развитие ГЭС и ТЭС представляется нецелесообразным, так как они наносят существенный ущерб окружающей среде. Кроме того, по данным некоммерческой исследовательской организации «Germanwatch», Вьетнам входит в десятку стран мира, которые наиболее зависимы от глобального изменения климата на планете. Вследствие этого развитие ТЭС и ГЭС способно только усугубить климатические проблемы.

Существенной проблемой также является то, что в настоящее время энергетические мощности распределены по территории Вьетнама неравномерно. Так, ГЭС «Шонла», «Хоабинь», «Лайчэу» находятся на севере страны. При этом потребность в электроэнергии у южных регионов крайне высока, а доставка электроэнергии в районы Южного и Центрального Вьетнама финансово затратна и проблематична (в силу недостаточно развитой инфраструктуры), что сказывается и на стоимости электроэнергии, и на качестве обслуживания.

Таким образом, Вьетнам вынужден искать альтернативу используемым в настоящее время источникам энергии. И в качестве такой альтернативы Россия предлагает атомную энергию. Несмотря на то, что уже подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве в строительстве АЭС, а технико-экономическое обоснование проекта находится на утверждении у правительства, реализация проекта движется очень медленно. На это есть ряд причин, которые вызывают беспокойство у вьетнамской стороны. Ключевыми из них являются безопасность АЭС, финансовые вопросы, подготовка кадров и настроение вьетнамского общества по отношению к тому, что на территории страны появится АЭС.

Наиболее важным фактором, влияющим на сроки реализации проекта АЭС «Ниньтхуан-1», является безопасность. Вьетнам находится в потенциально опасной сейсмологической зоне. По данным Вьетнамской академии наук и технологий, по территории вблизи планируемого строительства АЭС проходит разлом земной коры Деозиньба (рядом с г. Камрань). Здесь землетрясения магнитудой до 5,5 баллов по шкале Рихтера уже случались в 1877, 1882 и 1923 гг. Другой разлом находится в Южно-Китайском море, в 80-100 км от места будущей АЭС «Ниньтхуан-1». В 2011 году был риск возникновения землетрясения в провинции Ниньтхуан магнитудой до 8 баллов, о чем сообщали специалисты Института геофизики, Института геологии и Института морской географии и геологии Вьетнама. Вьетнамцев беспокоит тот факт, что вблизи или на территории провинции Ниньтхуан наблюдается сейсмоактивность, которая может стать причиной землетрясения, а также цунами. По первоначальному проекту станция «Ниньтхуан-1» должна была располагаться на высоте 7 м над уровнем моря. В связи с угрозой повреждения АЭС в случае возникновения цунами в Южно-Китайском море было принято решение о переносе станции глубже в материковую часть, что позволило поднять ее на высоту 13-15 м над уровнем моря. Однако изменение местоположения повлекло за собой перенос сроков начала строительства, а также увеличение расходов на освобождение дополнительной территории (переселение жителей, подготовку площадки для строительства, создание инфраструктуры) и технические издержки.

Дополнительно усугубляет ситуацию то, что угроза терроризма в Юго-Восточной Азии (ЮВА) нарастает. Террористическая организация «Исламское государство» объявила о создании провинции «халифата» на филиппинском острове Минданао. Понимая, что на Ближнем Востоке предстоит затяжная борьба, террористы занимаются поисками альтернативных территорий для своей деятельности. В ближайшее время эксперты ожидают расширения территорий, подконтрольных террористам в ЮВА, а также не исключают возможность террористических актов в странах региона. В контексте сложившейся региональной ситуации АЭС станет «ахиллесовой пятой» для Вьетнама. Эксперты задаются вопросом, сможет ли вьетнамское правительство организовать достаточно надежную систему охраны атомного объекта.

Не менее важным фактором, влияющим на сроки реализации проекта АЭС «Ниньтхуан-1», являются финансовые вопросы. Изначально проект строительства АЭС оценивался в 10 млрд дол. Однако после решения о переносе местоположения станции, а также ввиду необходимости переселения жителей близлежащих районов и по ряду других причин на реализацию проекта АЭС Вьетнаму придется потратить уже 14 млрд дол. Часть средств на проект будет предоставлена российской стороной в кредит. Как отмечает член ЦК КПВ, заместитель председателя отдела пропаганды и политического воспитания ЦК КПВ Ву Нгок Хоанг, вероятность того, что Вьетнам не сможет выплатить кредит в полном объеме и в установленные сроки, довольно высока. Возможно, именно с этим связано новое предложение Вьетнама о том, что АЭС «Ниньтхуан-1» должна стать совместным российско-вьетнамским предприятием.

Вьетнамскую сторону также беспокоит то, что срок эксплуатации АЭС ограничен, а значит, через 60-70 лет потребуются дополнительные расходы на завершение проекта (консервацию старой и строительство новой станции). Таким образом, стоимость проекта АЭС вновь увеличится.

Многие вьетнамские эксперты рассматривают проект АЭС как невыгодную для вьетнамской стороны сделку, которая поставит Вьетнам в финансовую и технологическую зависимость от России, и призывают руководство страны изменить стратегию энергетического развития в пользу других источников энергии (солнечной и ветряной энергии). Такой же позиции придерживаются представители многочисленных организаций по защите окружающей среды. Так,12 мая 2016 года Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Вьетнамская ассоциация энергетического развития представили доклад «Возможные сценарии развития энергетической отрасли Вьетнама: прогноз до 2050 г.». Согласно этому прогнозу, к 2050 г. возобновляемая «чистая» энергия во Вьетнаме сможет обеспечить до 80-100% спроса на электроэнергию внутри страны. При этом доля солнечной энергии составит как минимум 35%, энергии ветра – до 13%. Также предлагается развивать энергию биомассы и энергию морских волн. Примечательно, что накануне публикации доклада, 11 мая 2016 года, вице-премьер Вьетнама Чинь Динь Зунг инициировал совещание с участием руководителей министерств и ведомств, на котором было высказано пожелание, что приоритетом в энергетической стратегии Вьетнама должна стать солнечная энергия.

К солнечной энергии Вьетнам подталкивают современные тенденции в мировой энергетике. В последнее время многие зарубежные компании стремятся наладить сотрудничество с Вьетнамом в этой сфере. Последний из таких примеров – канадская корпорация по развитию возобновляемых источников энергии «CMX», которая в настоящее время ведет переговоры с вьетнамскими партнерами по вопросу создания в провинции Ниньтхуан солнечных электростанций. По стоимости современные солнечные электростанции уже свободно конкурируют с атомными.

Тем не менее пока вопрос об отказе вьетнамской стороны от развития атомной энергетики не стоит. Россия предлагает Вьетнаму не проект «под ключ», а совместное развитие атомной энергетики в стране. При российской поддержке был создан Информационный центр по атомной энергии, который исполняет образовательную функцию и одновременно является проводником «мягкой силы», способствуя продвижению проекта АЭС. Такая функция является необходимой в условиях, когда во вьетнамском обществе господствует негативное отношение к атомной энергии. Многие публицисты призывают руководство страны отказаться от идеи «наличия атомной бомбы замедленного действия в собственном доме». При этом важно, что у рядовых граждан вызывает сомнение не столько безопасность технологий, используемых при строительстве атомного реактора, сколько наличие достаточно квалифицированных человеческих ресурсов, чтобы обеспечить безопасную работу АЭС.

Кадровая проблема во Вьетнаме является одной из главных проблем атомной энергетики. Это признают даже на самом высоком уровне. При этом вопрос как в качестве, так и в количестве. В октябре 2015 года правительство приняло план подготовки специалистов для атомной энергетики, по которому на краткосрочных и долгосрочных курсах будут готовить специалистов в сфере управления, инженерии, безопасности, технические кадры. Однако у вьетнамских экспертов есть сомнения относительно своевременности данных мер и качества подготовки будущих специалистов. Они призывают помнить о том, что Вьетнам несет ответственность за ядерную безопасность своих АЭС не только перед своим народом, но и перед ближайшими соседями: Камбоджей и Лаосом. И здесь речь идет даже не о возможных аварийных ситуациях, а о штатной эксплуатации АЭС, требующей утилизации радиоактивных отходов и контроля выброса радиоактивных веществ в окружающую среду.

Опасения вьетнамских граждан вызывает и заявленная российской стороной максимальная «локализация» проекта, поддержанная вьетнамским руководством. После заявления тогда еще действующего премьер-министра Вьетнама Нгуен Тан Зунга о том, что реализация проекта АЭС «под ключ» не отвечает интересам Вьетнама, ГК «Росатом» заявила о готовности привлечь местные вьетнамские компании к строительству объектов АЭС с долей их участия в проекте до 40%. Вьетнамские эксперты негативно оценивают такой подход. У значительной части вьетнамского общества, в отличие от руководства страны, нет доверия к местным предприятиям. Это связано с низким качеством работ и частыми авариями на объектах, построенных вьетнамскими компаниями. Происшествия с обвалом новых, только что построенных мостов и дамб – это обычная практика для Вьетнама. Многие промышленные объекты, построенные вьетнамскими компаниями, закрываются после нескольких месяцев эксплуатации на ремонт (например, завод по очистке нефти Зунгкуат, ГЭС «Сонгчань-2»). Такое положение дел во вьетнамской строительной сфере вызывает опасения по поводу качества инфраструктурных объектов, построенных для АЭС вьетнамскими компаниями и дополнительно усиливает настороженность к проекту строительства АЭС во вьетнамском обществе.

Существуют и побочные причины, вызывающие негативное отношение к АЭС у граждан Вьетнама: снижение турпотока на юг страны, изменение условий жизни коренной малой народности чам, экология Национального заповедника Нуитюа.

Проект строительства АЭС «Ниньтхуан-1» реализуется параллельно с АЭС «Ниньтхуан-2», которую Вьетнам планирует строить совместно с Японией. Оба проекта проходят стадию согласования технико-экономического обоснования. Между тем изначально планировалось, что строительство «Ниньтхуан-2» начнется, только когда проект первой АЭС будет на заключительной стадии. Как уже отмечалось выше, перенос сроков может вновь повториться, что нежелательно для российской стороны, потому что это может повлечь за собой дополнительные финансовые издержки, которые Вьетнам не может себе позволить, а также может стать причиной интереса Вьетнама к предложениям других партнеров по реализации как данного проекта, так и иных проектов, способных заменить собой строительство АЭС. Несмотря на это, строительство атомной станции является стратегическим и приоритетным направлением двустороннего сотрудничества, а значит, имеет поддержку на высшем уровне. Таким образом, проект АЭС «Ниньтхуан-1» – это своего рода показатель состояния современных российско-вьетнамских отношений и готовности вьетнамской стороны развивать двустороннее сотрудничество. Со своей стороны Россия предлагает вьетнамским партнерам комплексную помощь в развитии атомной энергетики на годы вперед, а для Вьетнама атомная энергия в настоящее время является, пожалуй, единственным реальным выходом из сложившейся ситуации с дефицитом электроэнергии в стране.