Экономическое развитие стран СНГ, достаточно динамично осуществлявшееся до 2013-2014 года, в последнее время серьезно осложнилось на фоне ряда возникших новых вызовов и угроз как внешнего, так и внутреннего характера.

Резко негативное воздействие на состояние товарооборота с Россией оказал военно-политический кризис на Украине, существенно ухудшивший экономические показатели СНГ. Еще более раскачали СНГ соглашения об ассоциации, заключенные Украиной и Молдовой с ЕС и приведшие, помимо роста турбулентности в экономиках обеих стран, к возникновению проблемы совместимости одновременного участия этих государств в СНГ и ассоциации с ЕС.

Негативно отразились на состоянии экономики стран-членов экономические санкции Запада в отношении России. Общие финансовые потери Белоруссии от введения антироссийских санкций оцениваются, как заявил президент А.Лукашенко 1 июня 2015 года, в 3 млрд. долл. По мнению казахстанских экономистов, санкции против России наносят удар и по Казахстану, прежде всего в связи с опасениями иностранных инвесторов вкладывать капитал в местную экономику.

Все эти проблемы усугубились имевшей место девальваций валют ряда стран СНГ, падением в последние годы мировых цен на сырье,. Так, в декабре 2014 года  цена нефти марки «Юралс» снизилась относительно предыдущего месяца на 22 % (61,1 доллара за баррель), что ниже уровня декабря 2013 года на 44,4 %, бензина  –  на 37,8 и 49,1 %, дизельного топлива – на 20,9 и 38,6 %  соответственно.

Сказалась и ставшая все более заметной политическая разбалансированность СНГ, развитие центробежных тенденций в виде стремления ряда государств Содружества одновременно действовать на различных международных площадках, зачастую конкурирующих с СНГ. Между всеми странами-членами практически отсутствуют горизонтальные экономические оси, все линии взаимодействия по-прежнему так или иначе проходят через Россию, за исключением пар Белоруссия-Казахстан и Казахстан-Киргизия. Фактически Россия в одиночку поддерживает экономический механизм Содружества в более или менее связанном состоянии.

Дестабилизирующий характер носит стремление Турции вовлечь в орбиту своего влияния Азербайджан.

Новую потенциальную угрозу стабильности СНГ создает стремление США и ведомых ими стран осуществить фрагментацию под своей эгидой мирового торгово-экономического пространства, создать новые торгово-экономические партнерства на основе зон свободной торговли  по периметру СНГ, способные еще более ухудшить условия международной торговли для стран СНГ. Это ставит вопросы о месте СНГ в обновляемой мировой экономической архитектуре, о необходимости реагировать на меры Запада.

Как следствие указанных негативных тенденций, в последние годы значительно упало производство во всех государствах-членах, что отразилось на состоянии ВВП, хотя темпы его снижения в 4-м квартале прошлого и 1-м квартале нынешнего года несколько замедлились. Так, несколько улучшился показатель ВВП для группы стран – экспортеров нефти и  газа  (по классификации Евразийского банка развития) – Россия, Казахстан, Азербайджан: по  итогам  IV  квартала  он  составил  -3,2%  после  -3,7%  за  предыдущий отчетный период.

В  IV  квартале  2015 года  ВВП России не  продемонстрировал  какой-либо значимой динамики помимо сугубо сезонной – в экономике продолжилась стагнация,  установившаяся  после  существенного  падения  активности  в первой  половине  года. В Казахстане имело место ускорение роста ВВП в IV квартале 2015 года (1,7% в годовом выражении и 1,2%  по  итогам  2015 года)  На  фоне  снижения  цен  на  сырьевые продукты  и  ограниченного  внешнего  спроса  торговых  партнеров сохранение роста можно отнести на счет антикризисных  мер  государства. Для экономики Азербайджана характерно замедление роста на фоне сложностей с платежным балансом, дефицитом госбюджета и инфляции Рост ВВП резко снизилось в IV квартале 2015г., составив по итогам года до 1,1%  в  годовом  выражении  (3,7%  за  январь  –  сентябрь).

Что  касается  группы стран Содружества с развитым экспортом (Украина, Беларусь, Узбекистан), то  снижение  ее  ВВП  по  сравнению  с  тем  же кварталом  2014 года несколько уменьшилось  в  масштабе,  составив  по  итогам  2015 года 2,5% после 6,4% в III квартале и двузначных показателей спада в I полугодии. Это улучшение  определялось определенной остановкой падения украинской  экономики благодаря  снижению  интенсивности  внутреннего вооруженного  конфликта  в  стране. Спад  в  экономике Белоруссии,  напротив,  углубился,  хотя  и  не  радикальным образом. В  2015 году экономика Узбекистана была  подвержены негативному  воздействию  ухудшающегося  внешнего  фона. Усиливающееся  к  концу  года  снижение  мировых  цен  на  сырье (энергоресурсы,  металлы,  хлопок  и  т.д.),  ухудшающиеся  показатели ключевых  торговых  партнеров  (Россия,  Китай,  Европа) оказали  прямое  негативное  воздействие  на объемы  экспортных  поступлений.

Рост  ВВП  в  странах – экспортерах  трудовых  ресурсов  (Армения,  Киргизия, Молдова, Таджикистан) продолжил  снижаться, составив в целом для этой группы 0,5% по сравнению с IV кварталом 2014 г. Этот показатель  равнялся  4,6%,  5,4%  и  2,8%  в  I,  II  и  III  кварталах  соответственно.

После  девяти  месяцев  роста  ВВП,  обусловленного внутренними  предложениями со стороны сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности  (запуск  Техутского  медно-молибденового  комбината), экономика  Армении замедлилась  в  IV  квартале  2015г.  Рост  ВВП  составил  1,9%  в годовом выражении и 3% по итогам года (3,4% в 2014г.). Наиболее  значительное  снижение  роста  ВВП  (с  5%  до  -2,3%)  наблюдалось  в Киргизии.  Оно  было  вызвано  колебаниями  в  объемах  добычи  золота  на месторождении Кумтор, которые часто оказывают значительное, влияние на экономическую динамику в этой стране. В Молдове снизился объем ВВП на фоне плохого урожая, политической нестабильности, кредитного сжатия.  По  итогам  IV  квартала  2015 года ВВП молдавской экономики продемонстрировал негативный годовой рост на уровне -3,7%. Снижение показателей роста в Таджикистане  было  меньшим  по  масштабу,  однако  имело  более широкий  характер,  затронув  различные  отрасли  промышленности  (в  частности, обрабатывающие),  торговлю,  сферу  услуг  и  строительство.

В Туркменистане (классификации ЕАБР не относит его ни одну из перечисленных групп стран) сохранялись относительно высокие темпы роста ВВП и сбалансированность госфинансов. Тем не менее в результате внешних шоков динамика ключевых отраслей промышленности  стала замедляться. В результате рост в  промышленности  составил  4,8% в  годовом выражении.

Товарооборот стран СНГ достаточно динамично развивался вплоть до 2014 года. Экспорт и импорт всех стран СНГ вырос за период 2000-2014 гг. в общей сложности в 3-4 раза. Однако в 2013-2014 году в государствах – участниках СНГ начало наблюдаться снижение основных показателей внешней торговли товарами по сравнению с предыдущими годами. Снижение объемов экспортно-импортных операций в 2014 году во многом связано с ситуацией на мировых товарно-сырьевых рынках.

Объем взаимной торговли между государствами – участниками СНГ также снизился в последние годы. В  2014 году он уменьшился по сравнению с 2013 годом на 16,9 %  (в 2013 –  на 9,3 %). Объемы торговли снизились во всех государствах – участниках СНГ, кроме Армении и Таджикистана.

Объем взаимного экспорта государств – участников СНГ сократился в 2014 году на 15,3 % и составил 113 млрд. долл., а импорта – на 18,5 % и составил 101,9 млрд. долл. Наибольшее сокращение экспорта в 2014 году произошло в Азербайджане, Киргизии, Молдове, России и Украине, импорта – в Азербайджане, Казахстане,  Молдове, России и Украине.

По данным Минэкономразвития, товарооборот России со странами СНГ по итогам 2015 года сократился и составил 60,5 млрд. долл., примерно на 5% снизился экспорт, на 20% — импорт. Более 80% товарооборота с Белоруссией было проведено в рублях, примерно 40% с Казахстаном. Взаиморасчеты в национальных валютах растут.

Первое место (после России)  второй год подряд в товарообороте со странами СНГ занимает Белоруссия — около 25 млрд. долл., и впервые по итогам прошлого года на втором месте расположился Казахстан — около 15,5 млрд. долл. Украина не добралась даже до отметки 15 млрд. долл. по итогам 2015 года. Кроме того, перед украинскими производителями с начала 2016 года возникли дополнительные трудности, связанные отменой режима льготной торговли, что связано с началом действия экономического блока соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Западные санкции, введенные против РФ, а также ответные меры российского правительства в целом не привели к замещению на рынке Российской Федерации товаров из западных стран товарами из стран СНГ. По мнению ряда экспертов, данная ситуация может быть связана с отсутствием гарантий для поставщиков и производителей из стран СНГ. Они видят для себя риски в том, что если Запад снимет свои ограничения, и будут возвращены прежние правила игры, то такой поворот станет очень серьезным ударом не только для производителей внутри России, но и для внешних торговых партнеров страны.

Большинство экспертов связывают надежды на экономическую стабилизацию в СНГ с постепенным развитием Евразийского экономического союза (ЕАЭС), эффективность которого, однако, тормозится нынешним кризисом в России и других странах Содружества.

Перспективы экономического роста СНГ будут определяться и тем, в какой мере государства-участники смогут найти ответы на новые внешние вызовы. Ведущаяся в настоящее время в рамках СНГ дискуссия о будущем Содружества, приуроченная к 25-летию организации, надо полагать, внесет свой вклад в решение указанных вопросов. Определенный оптимизм в этом плане связан с тем, что ни одно государство-член, даже те, кто апатично участвуют сейчас в деятельности Содружества, не подвергают сомнению его востребованность. Политическая воля к преодолению разобщенности, развитию единого поля взаимодействия могла бы стать мощным оружием в борьбе с новыми рисками.