На сегодняшний день существует довольно много молодежных организаций, которые осуществляют разнообразную деятельность на территории России, а также сотрудничают с иностранными молодежными организациями. Спектр мероприятий, которые проводятся, очень широк, начиная от конференций и семинаров, заканчивая выездными лагерями и форсайт-сессиями. Большинство проводимых мероприятий направлены на сплочение и вовлечение в определенную мультикультурную молодежную среду. В настоящее время государственными структурами проводится большая работа по интеграции человеческого ресурса в молодежную политику, однако формированию условий для реализации собственных идей и проектов уделяется не так много внимания.

Молодежные организации направлены преимущественно на создание подходящей конъектуры для обмена опытом, задумками в различных сферах социально-экономической среды, что свидетельствует о значительной работе, проводимой координаторами молодежной политики в стране. При возникновении у привлеченных активных молодых людей потребности осуществления своих собственных идей и проектов, зачастую  они сталкиваются с отсутствием финансирования и различными бюрократическими сложностями.

Международный опыт показывает, что крайне важна деятельность экспертно-аналитических и исследовательских сообществ в виде транснациональной сети научных профессиональных экспертных сообществ для развития процессов интеграции и эффективной работы ее институтов, которые бы учитывали потребности молодежи и позволяли вовлекать молодых экспертов, учёных, представителей творческой интеллигенции и предпринимателей в интеграционные процессы. На данный момент происходит сдерживание раскрытия потенциала ЕАЭС для наиболее активной и мобильной части общества. Это обуславливается тем, что диалог на пространстве ЕАЭС между властью, бизнесом и научным сообществом недостаточно развит, а мнение молодежного научного и делового сообщества по вопросам евразийской интеграции доступным образом практически не представлено.

В связи с этим сотрудниками ЦЭИ РИСИ было проведено социологическое исследование, направленное на изучение мнения молодежи по вопросу проблем, перспектив и возможностей реализации творческого потенциала молодежи на пространстве стран-членов ЕАЭС. В общей сложности были опрошены 200 человек мужского (102 человека) и женского (98 человек) пола в возрасте от 18 до 34 лет, обучающиеся в различных российских и зарубежных университетах. Полученные данные представляются релевантными и актуальными, так как на основе такого массива информации можно проследить определенные тенденции и закономерности.

В ходе исследования были применены такие методы сбора информации как анкетирование и онлайн опрос (опрос размещался на специализированном сайте Survey Monkey). Анкета содержала 8 вопросов:  открытых, полузакрытых и закрытых. В последующем со многими из респондентов была проведена личная беседа для уточнения их точки зрения по отдельным положениям анкеты.

63% опрошенных считают, что наиболее эффективными мероприятиями по раскрытию творческого потенциала являются «научные стажировки и студенческие обмены в странах ЕАЭС». По мнению студентов, стажировки должны погрузить молодого человека в непосредственную среду обращения информацией, проектной деятельности, разработки стратегий и концепций. Молодые люди желают получить реальный опыт в развитии ЕАЭС, во-первых, чтобы увидеть процесс евроазиатской интеграции изнутри, во-вторых, чтобы проявить и зарекомендовать себя, а, в-третьих, чтобы обзавестись полезными связями и знакомствами.

Участники анкетирования демонстрируют предпочтительность по отношению к традиционным способам обмена информацией (лекции, конференции и семинары), а участники онлайн опроса наоборот полагают, что для раскрытия научного и творческого потенциала у молодежи необходимы мероприятия с вовлечением в практическую деятельность, такие как летние школы (лагеря), конкурсы на лучшие проекты, деловые игры.

В ходе исследования были выявлены основные причины, которые способствовали бы проявлению активной позиции у молодых людей. Выявляются три лидирующие позиции, первая – «получение гранта на осуществление научно-исследовательского проекта» (66,5% всех респондентов), и  это – самый привлекательный стимул, из-за которого молодежь хотела бы активно развивать свои творческие и научные способности в рамках различных программ на пространстве ЕАЭС. Некоторые из участников говорили о том, что у них есть определенные предложения и наработки по данной тематике, однако они не знают, как их реализовать, а также кому и куда можно направить свои предложения. Также значимыми стимулами являются: «перспективы участия в международных проектах» – 61,5%. Большое значение для молодых людей имеет возможность участия в международных проектах. Молодым людям интересна работа за рубежом, имея подобный опыт, молодой человек считает, что для потенциальных работодателей он находится в более выигрышном положении, чем те, кто не имеет такой практики. На третьем месте находится такая позиция как – «установление деловых связей» – 56,5%. Выстраивание личных деловых отношений положительно влияет на возможность использовать в дальнейшем полезные знакомства для привлечения к различным проектам.

Для абсолютного большинства всех молодых людей определяющим фактором в проявлении активности является возможность получения опыта. Опыт рассматривается респондентами как положительный фактор для карьерного роста в проектах ЕАЭС, а также для собственной профессиональной идентичности.

69,5% респондентов к основным трудностям, которые встречаются на пути к осуществлению молодежных инициатив, относили «бюрократические сложности, связанные с реализацией инициатив». Система осуществления проектов, по мнению молодежи, слабо развита и вдобавок неэффективна из-за чрезмерно формализованного алгоритма. Отсутствие единого специализированного органа или площадки для продвижения собственных идей снижает уровень желания и настроя у потенциально активной молодежи участвовать в подобных мероприятиях.

По мнению опрошенных, в настоящее время достаточно много сил уделяется работе с молодежью, однако в рамках ЕАЭС такой работы практически нет, то есть отсутствует специализированный комитет, который бы курировал  молодежное направление. Поэтому лидирующие позиции также занимают: «отсутствие возможности получить финансирование на проектную деятельность» и «незаинтересованность государственными структурами в молодежных инициативах».

Аккумулируя информацию двух вышеперечисленных исследований, можно говорить, что данные во многом совпадают друг с другом. Для большинства молодых людей, которые участвовали в исследованиях, очень важно саморазвитие, самореализация и достижение новых целей и вершин в своей профессиональной карьере. ЕАЭС они считают хорошей платформой к осуществлению молодёжной политики и молодежных инициатив, однако необходимо развивать это направление и делать акцент на  практические мероприятия, в которые могут быть привлечены молодые специалисты.

Итоги опроса указывают на необходимость уделить больше внимания на правовую поддержку молодежи, т.к. ранее принятые законы не в полной мере отвечают современным реалиям. Прежде всего, это связано с тем, что появились новые формы самореализации, которые не закреплены законодательно, и необходимо предоставить молодежи больше возможностей для их использования. Также необходимо повысить степень правовой и социальной защищенности молодых людей. Закон должен заложить основы создания реального социального лифта, вселяющего молодому поколению уверенность, что при определенных условиях каждый может добиться своих целей, что профессионализм и социально ответственное поведение будут замечены. Результат неработающего социального лифта проявляется в появлении радикальных группировок, обострении межнациональных отношений, озлобленности против богатых и недоверии к властям, апатии молодежи, безразличии к выборам. В экономической жизни «сломанный» социальный лифт вызывает стагнацию производительности труда, отсутствие инноваций и низкую активность малого и среднего бизнеса. Эта симптоматика весьма характерна и для современной России. Для ее преодоления необходим  запуск механизма социального лифта в кратчайшие сроки.

Актуальность формирования новой молодежной политики подтверждается  усиливающимся влиянием молодежных акций и движений на процессы стабилизации и/или  дестабилизации государства и политической системы.