Кульминацией внутриполитического кризиса в Бразилии стало временное отстранение от должности действующего президента страны Д.Руссеф (в связи с инициированием в отношении нее процедуры импичмента) и формирование врио главы государства М.Темером  нового состава правительства. Эти события, в том числе назначение на пост министра иностранных дел Ж.Серры (Jose Serra), уже приводят к изменению внешнеполитического курса Бразилиа.

Как известно, нынешний мининдел Серра участвовал в президентских выборах 2002 и 2010 годов от оппозиционной Социал-демократической партии Бразилии (Partido da Social Democracia Brasileira), являясь одним из её основателей и идеологов. Он придерживается в политике правых взглядов и выступает сторонником свободного рынка с минимальным участием государства. Даже однопартийцы характеризуют его как одного из самых ультраконсервативных социал-демократов.

Серра хотя и делает заявления о том, что внешнеполитический курс страны будет прагматичным и «коммерческо ориентированным», освобожденным от «идеологической подоплеки прежнего правительства», но ориентируется на более тесные отношения с США и ЕС. Говоря о коммерциализации внешней политики своей страны, он, прежде всего, имеет в виду присоединение Бразилии к новым форматам мировой торговли, которые создаются под эгидой Соединенных Штатов Америки. Такая прозападная позиция Ж.Серры  объясняется во многом его тесными связями с крупнейшими американскими и европейскими компаниями. Так, согласно данным, опубликованным Викиликс (Wikileaks), будучи кандидатом в президенты в 2010 году, он достиг соглашения с высокопоставленными представителями американских нефтяных компаний  Chevron и Exxon о продвижении их интересов в Бразилии, включая участие в разведке и разработке нефтяных месторождений на Атлантическом шельфе страны. Суммарные запасы шельфа оцениваются более чем в 100 млрд баррелей. Согласно этой договоренности после возможного избрания на пост президента Серра брал на себя обязательство пролоббировать внесение изменений в «нефтяной» закон № 12,351 от 22 декабря 2010 года, устанавливающий минимальную долю участия (30 %) бразильской государственной нефтегазовой компании Petrobras в разработке и эксплуатации шельфовых месторождений, ориентированных на  лишение последней права обязательного вхождения в концессию. Даже с учетом провальной президентской кампании Серра, став сенатором от штата Сан-Пауло, сумел добиться выполнения части данного соглашения, представив на рассмотрение парламента страны проект закона PLS № 131 от 2015 года, предусматривающего изменения в вышеупомянутом «нефтяном» законе.

Кроме того, в процессе расследования находится дело о нарушениях в ходе проведения нескольких конкурсов на закупку железнодорожного оборудования в штате Сан-Пауло в интересах одной из крупнейших немецких компаний – Сименс, когда губернатором этого штата был Ж.Серра.

С учетом таких тесных связей нынешнего министра иностранных дел  с крупным западным капиталом вполне резонно можно предположить, что внешнеполитический курс страны будет ориентирован в ближайшее время на реализацию интересов Запада (в первую очередь Вашингтона) в Бразилии и  Латиноамериканском регионе в целом.

Уже первые публичные высказывания Ж.Серры свидетельствуют о его намерении коренным образом реформировать внешнюю политику государства. По его словам, «дипломатия снова будет поставлена на четкий и бескомпромиссный путь защиты законных ценностей бразильского общества и интересов национальной экономики, она будет служить всей Бразилии, а не интересам и идеологическим предпочтениям какой-либо политической партии и ее союзникам за рубежом». На практике это означает отказ Бразилиа от «глобалистских» устремлений во внешней политике, особенно в части, касающейся особой роли страны на оси Юг – Юг, нацеленность на обретение Бразилией статуса постоянного члена Совбеза ООН, существенное снижение градуса политической риторики в рамках БРИКС, в первую очередь по сирийской и украинской проблемам. Одновременно бразильские аналитики не исключают попыток снизить значимость страны в качестве регионального лидера с возможной трансформацией таких региональных организаций, в которых влияние США либо ничтожно, либо максимально минимизировано, как Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) и Союз латиноамериканских наций (УНАСУР).

Вполне очевидным представляется существенное изменение позиции Бразилии по отношению к традиционным оппонентам Вашингтона в регионе (Куба, Венесуэла, Боливия, Эквадор). В рамках такой политики, вероятнее всего, будут предприняты попытки консолидировать вокруг основной экономической составляющей Латинской Америки – МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок) – прозападные силы, прежде всего в Бразилии и Аргентине, которые не только обеспечили бы постепенное выдавливание режима Мадуро из этого объединения, но и смогли стать связующим звеном на пути интеграции МЕРКОСУР в глобальные торговые проекты США. Не исключается также возможность возобновления диалога по Всеамериканской зоне свободной торговли, инициированного в свое время администрацией Клинтона и заблокированного правительством экс-президента Бразилии Л.Лулы.

В качестве тактических целей Серры (однако не менее значимых) можно рассматривать обеспечение легитимизации и дальнейшей международной поддержки нового руководства страны, если Д.Руссеф будет окончательно отправлена в отставку. Вместе с тем продвижение идеи отстранения действующего главы государства от должности ставит перед бразильским МИД довольно сложную задачу по поиску соответствующих надежных союзников в регионе и в мире в целом, особенно принимая во внимание достаточно резкие заявления лидеров ряда стран Латинской Америки (Венесуэлы, Кубы, Чили и др.) о неправомерности процесса импичмента в Бразилии.

Наибольшую озабоченность Серры вызывает отсутствие на сегодняшний день внятной официальной реакции на произошедшие в стране изменения не только Китая и России, но и США. В этой связи бразильские аналитики прогнозируют в обозримой перспективе попытки внешнеполитического ведомства Бразилии провести консультации либо другие протокольные мероприятия, в том числе с российской стороной, чтобы по их результатам (хотя бы и формальным) можно было заявить о поддержке тем или иным государством правительства временно исполняющего обязанности президента М.Темера. Как представляется, именно данный фактор в сочетании со стремлением сохранить источники внешнего финансирования на фоне «мусорного» кредитного рейтинга Бразилии будет способствовать тому, что руководство страны не станет категорически отказываться от сотрудничества в рамках БРИКС. Даже с учетом негативной позиции нынешнего министра иностранных дел в отношении этого объединения, финансово-экономическая составляющая БРИКС в лице Нового банка развития, вероятнее всего, войдет в повестку дня деятельности бразильского внешнеполитического ведомства.

Приблизительно такой же логики бразильская сторона, скорее всего, будет придерживаться в отношениях с Россией. Политическая составляющая, уровень которой в последнее время был самым высоким за всю историю развития российско-бразильских отношений, будет отодвинута на второй план. Тем не менее, даже с учетом прозападной ориентации Ж.Серры, экономический аспект сотрудничества с Москвой, останется в списке приоритетов нынешнего правительства. Это обусловлено рядом факторов, среди которых выделяются заинтересованность Бразилиа в сохранении своей доли на мясном рынке РФ (Бразилия имеет самую большую квоту на экспорт мяса) и стремление обеспечить инвестиционный поток со стороны роскомпаний в первую очередь в таких сферах как энергетика и транспортная инфраструктура.