На Третьем Крымском транспортном форуме в июне текущего года представители федерального и региональных транспортных ведомств отметили значительные результаты в развитии транспортного комплекса Крымского федерального округа (КФО) в целом. При этом существенный рост объемов перевозок всеми видами транспорта достигнут благодаря увеличению пропускной способности Керченской паромной переправы. С начала года прирост пассажирских перевозок через Керченский пролив составил 30%, количество перевезенных легковых автомобилей увеличилось на 34%, грузовых – на 65%.

Согласно Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (ФЦП) развитие транспортного комплекса ориентировано, прежде всего, на установление надежного транспортного сообщения полуострова с материковой частью Российской Федерации за счёт переформатирования существующих транспортных коридоров. В ФЦП отмечается, что реализация программных мероприятий должна обеспечить устойчивые связи с населенными пунктами и важнейшими объектами экономики полуострова, а также сконцентрировать направленность внешних пассажиро- и грузопотоков полуострова преимущественно на Российскую Федерацию.

Завершение строительства Керченского моста позволит значительно увеличить объемы перевозок между Крымом и материковой частью России за счёт бесперегрузочных автомобильных и железнодорожных сообщений, но при этом появятся вопросы о перспективах использования освободившихся мощностей крымских морских портов (филиалов ГУП РК «Крымские морские порты»), которые уже сегодня задействованы только на четверть своих возможностей. По данным Минтранса России морские порты Крыма в 2015 году перевалили 9,6 млн. тонн грузов, из которых 7,8 млн. тонн приходится на порт Керчь. При этом доля паромных перевозок превышает 50% от общего объема грузооборота морских портов полуострова.

Сейчас морской транспорт (без учёта паромов) в основном используется на внутренних линиях с портами Краснодарского края для завоза на полуостров инертных строительных материалов, которые невыгодно возить автотранспортом. Грузы с высокой добавленной стоимостью, прежде всего потребительские товары повседневного спроса, завозятся преимущественно автотранспортом через паромную переправу. Из-за сложной транспортной доступности тарифы на грузовые автоперевозки в Крым значительно превышают средние по России. Например, доставка отдельных грузов автофургоном из Ростова в Москву может стоить меньше, чем из Ростова в Симферополь, который находится значительно ближе.

По оценкам экспертов Торгово-промышленной палаты Крыма, высокие логистические издержки местного бизнеса приводят к значительному увеличению конечной стоимости товаров на полуострове. По данным крымского правительства розничные цены на отдельные товары из потребительской корзины более чем на треть превышают цены на их аналоги в Краснодарском крае. При этом выделение госсубсидий на автоперевозки в Крым не решит проблему высоких затрат на снабжение полуострова необходимыми товарами без организации дополнительных каналов поставок.

Массовый характер бесперегрузочных автоперевозок через паромную переправу связан с отсутствием на полуострове современной логистической инфраструктуры, способной обеспечить концентрацию товарных грузопотоков для экономичной доставки крупными партиями, в том числе морским транспортом. Открытие мостового перехода без создания на полуострове системы крупных терминальных и распределительных центров, обеспечивающих интегрированное управление региональной логистикой, только увеличит загрузку и повысит износ крымских автодорог, приведет к снижению скорости и безопасности дорожного движения и прочим негативным последствиям избыточного трафика. В этой связи необходимо обеспечить опережающее развитие терминально-логистической инфраструктуры, ориентированной на рациональное перераспределение региональных и транзитных грузопотоков между разными видами транспорта, с учётом эффективности существующих и перспективных международных торговых маршрутов.

Обеспечение продовольственной безопасности полуострова в определенной степени связано с развитием внешнеторговой деятельности предприятий КФО. По данным Крымской таможни ФТС РФ, наибольшая доля (свыше 36%) в товарной структуре экспорта и импорта КФО приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Причем с начала текущего года доля этих товаров в общей структуре по сравнению с аналогичным периодом 2015 года возросла почти в 1,5 раза, а доля текстиля, текстильных изделий и обуви увеличилась почти в 5 раз и превысила 10%. Основными внешнеторговыми партнёрами предприятий региона являются страны дальнего зарубежья, на которые приходится более 60% от общего стоимостного объема товарооборота. При этом значительные темпы роста внешней торговли КФО приходятся на страны Юго-Восточной Азии, Индию, Иран и Китай. Мировая практика показывает, что перевозка внешнеторговых грузов осуществляется преимущественно с использованием морского транспорта. Крымский полуостров занимает выгодное экономико-географическое положение, имеет выход к Черному и Азовскому морям. Наличие крупных морских торговых портов в Керчи, Феодосии, Ялте, Севастополе, Евпатории позволяет обеспечивать внешнеторговые связи со многими зарубежными странами. Однако инфраструктура этих портов требует модернизации.

Стоит отметить, что схема снабжения Крыма преимущественно через Таманский полуостров не является универсальной не только потому, что не обеспечивает доставку товаров по кратчайшим направлениям транспортных связей и не способствует расширению внешнеторговых контактов предприятий полуострова. Она допускает риски непредвиденных сбоев в движении через Керченский пролив, а также по территории Краснодарского края, автомобильные и железнодорожные магистрали которого уже сейчас работают на пределе пропускной способности.

Поэтому для диверсификации транспортных сообщений полуострову целесообразно развивать морские сообщения, причем не только каботажные. На сегодняшний день транспортный комплекс Крыма исключен из системы международных морских коридоров, в связи с ограничением транзита через Украину. Однако по мере трансформации антироссийских настроений в странах ЕС и постепенного урегулирования вооружённого конфликта на востоке Украины в рамках Минских соглашений не следует исключать возобновления сухопутных сообщений полуострова с материком и, как следствие, увеличения транзитных перевозок через крымские морские порты в восточные и центральные регионы Украины, Беларусь и Прибалтийские страны. Поэтому стратегические интересы развития Крыма должны предусматривать организацию морских сообщений полуострова со всеми странами черноморского бассейна.