После завершения процесса импичмента президента Бразилии Д. Руссеф, по мнению его инициаторов, должна была начаться «новая эра» в истории страны или, по крайней мере, пойти на спад уличные и кабинетные баталии, ознаменовавшие крупнейший за последние десятилетия политико-экономический кризис. Однако как показывают последние события, чуда не произошло. Более того, проявляются все признаки того, что разделенная импичментом Бразилия может выйти на новый виток политического противостояния и продолжить падение в экономическую яму.

Действующий президент М. Темер и его новое правительство стоят перед сложным выбором между ужесточением бюджетной дисциплины, необходимостью сокращения государственных расходов, проведения масштабной приватизации, серьезной реформой трудового законодательства и сохранением хотя бы минимальной социальной стабильности и поддержки со стороны населения. Вполне очевидно, что без принятия вышеперечисленных мер, вряд ли удастся стабилизировать экономическое положение латиноамериканского лидера. По мнению министров экономического блока правительства Темера, ключевыми мерами станут секвестрование госбюджета в ближайшие два-три года и проведение приватизации крупнейших госкомпаний, в первую очередь в энергетическом секторе. Эти меры неизбежно вызовут волну сокращений в госсекторе и дальнейший рост безработицы, которая уже находится на беспрецедентно высоком уровне за последние два десятилетия (11,3 %, с прогнозом роста до 12,1% к декабрю 2016 года). Такое положение практически неизбежно будет способствовать дальнейшему обострению социальной обстановке в стране. В условиях, когда доверие правительству находится на минимальном уровне, особенно с учетом сомнительной легитимности процесса отстранения от власти Л. Руссеф. Еще одной мерой, которая, по мнению нынешнего министра труда Бразилии  Р. Ногейры (Ronaldo Nogueira), которая будет способствовать стабилизации экономической ситуации в стране – проведение масштабной реформы трудового законодательства. В настоящее время трудовое законодательство Бразилии – одно из самых развитых в плане защиты прав трудящихся в Латинской Америке, было окончательно сформировано при президенте Л. Луле и является одним из важнейших его достижений. Формально, в официальных комментариях правительственные чиновники заявляют, что реформа не затронет основных прав трудящихся. Тем не менее, в конфиденциальных беседах отмечается, что существующий «перекос» не сторону наймодателя будет устраняться, в том числе за счет сокращения прав наемных сотрудников. Эта мера, по вполне понятным причинам, также не вызовет поддержки со стороны большинства населения. Таким образом, можно предположить, что на фоне продолжающихся протестных акций, связанных в настоящее время с недовольством практически половины населения страны сомнительным с точки зрения действующего законодательства отстранения от власти президенты Д. Руссеф,  впоследствии может усилиться за счет вышеобозначенных факторов. Такое положение сузит возможности правительства Темера для реализации его экономической программы и сократит до минимума его поддержку со стороны населения.

Принимая во внимание, что значительная часть портфелей в нынешнем правительстве принадлежит основной оппозиционной силе (временному союзнику Темера) – Социал-демократической партии Бразилии, которая активно продвигает идеи рыночных либеральных трансформаций, на исполнительную власть будет оказываться мощное давление с этой стороны. Помимо мер по приватизации госкомпаний они вероятнее всего будут настаивать на существенном сокращении социальных программ, приятых еще при президенте Л. Луле, под предлогом сокращения бюджетного дефицита. Одновременно социал-демократы также могут оказаться перед фактом минимизации поддержки большинства избирателей перед очередными президентскими выборами в 2018 году, как одна из сопричастных к проведению непопулярных мер сил. В этой связи с их стороны будет проводиться двойственная политика. В конечном итоге  существующий временный консенсус с партией Темера (Бразильская партия демократического движения) по этой причине может в обозримом будущем распасться, а конкуренция между нынешними союзниками усилится, что также не будет способствовать нормализации ситуации в стране.

Фактически перед действующим президентом и его командой стоит архисложная задача, выполнение которой крайне затруднительно. В этой связи практически единственной альтернативой для подхода к началу очередного президентского избирательного цикла «во всеоружии» остается вариант, который предусматривает устранение наиболее мощного политического конкурента в лице Партии трудящихся и ее лидера Л. Лулы. При таком развитии событий вполне вероятно ожидать дальнейшего давления на него путем раскручивания коррупционного скандала с доведением его до судебного разбирательства и вынесения приговора, предусматривающего если не конкретный срок заключения, то лишения права заниматься политической деятельности. Однако и этот вариант является весьма рискованным для самого Темера, поскольку дальнейшие разоблачения в рамках борьбы с коррупцией грозят как лично президенту, так и его окружению, в отношении которых также существуют свидетельства их противоправной деятельности, которые однако до настоящего времени не получили хода.

Поэтому становится все более очевидно, что период политической и экономической турбулентности в Бразилии еще далек от своего завершения.