Территориальный спор в Южно-Китайском море (ЮКМ) является одним из примеров современных тлеющих конфликтов. Напряженность в этом районе то возрастает, то опять затихает. При этом решение данного конфликта кажется все более маловероятным в условиях, когда страны, участвующие в нем, ведут информационную войну и не стремятся идти на компромисс.

Следствием ситуации в ЮКМ становится усиление присутствия США в регионе. Страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) видят в США реальный противовес Китаю, а потому каждая из них стремится заручиться поддержкой Вашингтона. При этом, вовлекая США в проблемы региона, страны ЮВА подпадают под все большую зависимость от Вашингтона, который помимо сдерживания мощи Китая также пытается вмешиваться в отношения стран ЮВА с другими партнерами вне региона, влиять на внутриполитические и экономические процессы в регионе, а также продвигать интересы транснациональных и американских компаний. Что касается Вашингтона, то очевидно, что его интерес кроется не в решении конфликта, а в его поддержании, что оправдывало бы усиление американского военного присутствия в Тихом океане. Для Вашингтона это также привлекательно с точки зрения военно-технического сотрудничества со странами ЮВА, что подтверждается недавним снятием американского эмбарго на поставку вооружений во Вьетнам, а также повышением интенсивности военных учений с участием США в ЮКМ.

При этом принципиальная позиция российского руководства по данному вопросу остается неизменной. Урегулирование спора в ЮКМ должно быть реализовано на основе международного права и взаимоуважения, невмешательства третьих стран, и неприемлемости каких-либо провокаций и попыток эскалации конфликта. Такая позиция связана с тем, что вмешательство внешних сил, не являющихся непосредственными участниками конфликта, как правило, влечет за собой его эскалацию, препятствует мирному урегулированию и угрожает стабильности и безопасности в регионе.

Позиция российского руководства по проблеме ЮКМ в последнее время все чаще становится предметом политического манипулирования. Действия России по продвижению своих интересов в регионе вызывают неадекватную реакцию со стороны СМИ стран-участниц спора. Так, ежегодные российско-китайские военно-морские учения «Морское взаимодействие», которые в этом году прошли в водах Южно-Китайского моря, были представлены во вьетнамской прессе как однозначная поддержка Пекина в его территориальном споре со странами ЮВА. В то же время китайские СМИ неоднозначно оценивают сотрудничество Москвы и Ханоя по совместной разработке месторождений в Южно-Китайском море, сравнивая российско-вьетнамское сотрудничество с посягательством на национальные природные богатства Китая. Таким образом, Россия оказывается в затруднительном положении, стремясь не быть вовлеченной в этот территориальный спор и не испортить отношения ни с одной из стран, участвующих в нем.

Все это еще раз подтверждает необходимость дипломатического разрешения проблемы, при этом важно предоставить её решение странам-участницам.

Первое, что необходимо сделать, это прекратить любые прямые провокации в акватории ЮКМ, а также ту информационную войну, которая в настоящее время развернута как в Китае, так и в странах ЮВА. Вторым шагом должна стать разработка единой позиции всех стран ЮВА, участвующих в споре, чтобы затем выйти с совместным заявлением к Китаю. Во-первых, это необходимо для конструктивного диалога с Пекином. А во-вторых, разрешение странами ЮВА конфликта между собой будет гарантией того, что если из ЮКМ уйдет такой сильный соперник, как Китай, то страны ЮВА, имея примерно одинаковый военный потенциал, не начнут военные операции по разделу спорных территорий между собой. В настоящее время такой сценарий развития событий, безусловно, вызывает беспокойство, так как угрожает свободе судоходства в ЮКМ и в районе Малаккского пролива, а также стабильности и безопасности в регионе в целом.

Вступая в переговоры с Пекином, странам ЮВА необходимо быть готовыми к конструктивному диалогу «по существу» и предлагать такие способы решения вопроса, как, например, совместная разработка месторождений, полная демилитаризация островов, создание совместных рекреационных зон на спорных территориях и т.д. Продолжением этого может быть рассмотрение вопроса о совместном суверенитете над оспариваемыми островами.

И самый важный принцип, который необходимо соблюдать, это полный отказ от привлечения США в этот спор. Участие Вашингтона в решении данного вопроса приведет к тому, что ЮВА станет местом военных действий (как это было и в других странах и регионах, когда США вмешивались в какой-либо конфликт). Усиление военного присутствия США сопряжено с большим риском для всех стран региона.

Безусловно, территориальные споры всегда очень трудно разрешить и из-за исторического фактора, и из-за определенных геополитических проблем, так же как и из-за длительной временной перспективы. Поэтому в настоящее время главной задачей должно быть именно сохранение мира и стабильности в регионе ЮВА, особенно учитывая тот факт, что одной из реальных альтернатив мирному разрешению спора может быть военный конфликт. Справедливое и приемлемое для всех решение может быть найдено только самими участниками спора, если они будут искать выход в политическом диалоге, остерегаясь вмешательства посторонних сил и любого рода провокационных действий.