Основными задачами, которые стоят перед аграрным производством в большинстве стран мира в настоящее время, можно считать формирование выпуска качественных и полезных для здоровья человека пищевых продуктов, поддержание и повышение жизнеспособности экосистем, а также устойчивое развитие сельских территорий. Выполнение этих задач возможно в рамках реализации концепции органического сельского хозяйства.

Важным элементом этой концепции является отказ от химических средств защиты и стимулирования растений, а также от использования гормонов и других биологически-активных веществ, как в растениеводстве, так и в животноводстве. Не применяются генные и радио-изотопные технологии. Кроме того, в растениеводстве минимизировано использование минеральных удобрений, в животноводстве практикуется беспривязное содержание животных, выпас в летнее время и использование только кормов, полученных по «органическим» технологиям.

Необходимо отметить, что современное органическое сельское хозяйство не является отсталым производством, пропагандирующим только ручную обработку земель, кочевое животноводство и другие элементы натурального хозяйства. В его основе лежит научный, системный подход, в соответствии с которым разрабатываются интенсивные технологии. Органическое сельское хозяйство активно развивается. Так, по данным International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM), мировой рынок экологических продуктов в настоящее время составляет около 65-67 млрд долларов. Причём за последнее десятилетие он вырос более чем в 3,7 раза.

Развитие органического сельского хозяйства является важным методом улучшения финансового положения сельхозпроизводителей, прежде всего имеющих небольшие хозяйства. Оно позволяет в 2-3 раза увеличить доходы малым и средним сельскохозяйственным производителям и создавать новые рабочие места. Личные подсобные хозяйства в России производят больше половины всей сельскохозяйственной продукции – на сумму не менее 1,850 трлн рублей, при общем объёме производства 3,37 трлн рублей. Значительная часть этой продукции производится натуральным путем, что создает хорошую базу для органического сельского хозяйства. По оценкам МСХ РФ, если хотя бы 5% сельхозпроизводителей смогли официально перейти в сектор органического сельского хозяйства с высокой добавленной стоимостью, то это могло бы дать прирост ВВП России в десятки миллиардов рублей. Пока же на российском рынке органической продукции доминирует импорт, причём, зачастую из сырья, произведённого в России.

В Российской Федерации законодательная база, регулирующая выпуск органической продукции остаётся несовершенной, хотя в последнее время ведётся активная работа по её улучшению. Так, в середине июля 2013 года Министерство сельского хозяйства РФ опубликовало версию законопроекта «О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». По мнению ряда общественных организаций, данный законопроект является спорным.

Несомненно, законопроект необходимо дорабатывать. Так, например, на наш взгляд, первостепенным по важности является развитие внутреннего рынка высококачественной продукции, и лишь потом необходимо развивать экспорт. Однако, в актуальной версии закона мы видим стремление к обратным тенденциям.

Важным элементом критики является отсутствие в законе чётко сформулированного разделения продукции с разной степенью участия в ней органических компонентов. Оставлена возможность использования только термина «органический». В данном случае можно расширить это понятие, и использовать опыт США, где по нормам Национальной программы органического сельского хозяйства страны (National Organic Program – NOP), продукция разделена на несколько категорий:

100% органик – всё производство и продукция полностью соответствует правилам.

Органик – 95% – соответствие нормам «органического» сельского хозяйства.

Сделано с применением органических технологий – только 70% продукции, компонентов и технологий соответствует правилам.

Основные претензии со стороны общественных организаций были предъявлены к предоставлению федеральным органам полномочий по выдаче свидетельств о государственной регистрации производителя органической продукции, а также выдаче регистрационных свидетельств на каждый вид такой продукции. Государственные органы также должны осуществлять контроль и надзор за выпуском органической продукции.

Законопроект не называет конкретные органы федеральной власти, которые получают эти полномочия, и здесь критика вполне оправдана. В новых версиях законопроекта структура контролирующих организаций и полный перечень их функций должен быть указан. Однако, по мнению общественных организаций необходимости в таких органах нет вообще, что на наш взгляд, является неправильным.

Ассоциации производителей предлагают отдать функции регистрации, контроля и надзора за органическим сельским хозяйством им в рамках систем добровольной сертификации, мотивируя это тем, что чиновники не будут заинтересованы в реальном следовании букве закона, и будет создана благоприятная среда для коррупции. На наш взгляд, системы добровольной сертификации в России пока не доказали своей эффективности. Ответственный бизнес является, к сожалению, редкостью. И основной задачей для большинства товаропроизводителей является получение максимальной прибыли. Официально организовать собственную систему добровольной сертификации достаточно просто. Это можно сделать даже при незначительных затратах. И нередко такие системы формируются как раз для неправомерной регистрации товаров и выдачи им сертификатов. Результатом такой деятельности становится наличие на прилавках товаров с эко, био и другими видами 100%-го качества.

По нашему мнению, необходимо создание именно государственных органов регистрации, контроля и надзора за органическим сельским хозяйством, которые будут заинтересованы в отстаивании общенациональных интересов, решении проблем продовольственной безопасности и улучшения качества продукции, а не в выполнении банальных бизнес-задач. Ассоциации производителей должны получить возможность инспектировать деятельность этих организаций в рамках системы общественного контроля.