4 декабря 2016 г. в Узбекистане состоялись президентские выборы. По предварительным данным ЦИК Узбекистана, победил Шавкат Мирзиеёв, выдвинутый от Либерально-демократической партии и набравший 88,61% голосов. Трое его соперников, кандидаты от других парламентских партий набрали от 2,35 до 3,73%. Явка составила 87,83% от всех зарегистрированных избирателей.

Шавкат Мирзиёев, 13 лет бессменно занимавший пост премьер-министра Узбекистана и принадлежавший к кругу лиц, наиболее близких к Исламу Каримову, стал абсолютным фаворитом на прошедших выборах. И его победа, разумеется, не стала неожиданной.

Международные наблюдатели от СНГ отметили высокую явку, отличную организацию процесса выборов, серьезное отношение граждан Узбекистана к этому событию. В то же время наблюдавшая за выборами миссия БДИПЧ ОБСЕ в своих предварительных выводах отметила многочисленные недочёты. Однако, несмотря на критику, резюме о несоответствии прошедших выборов стандартам БДИПЧ, не последовало.

В предвыборной программе Ш.Мирзиёева был заявлен курс на построение правового демократического государства и сильного гражданского общества, увеличение влияния политических партий в общественной жизни и передачу полномочий «от центра на места». В какой мере и как быстро эти идеи удастся реализовать на практике – покажет время. Однако нет оснований сомневаться в том, что для нового руководства республики среди важнейших приоритетов останутся обеспечение правопорядка и сохранение эффективного государственного аппарата.

Безусловно, перед новым президентом Узбекистана стоят непростые задачи. Руководить страной после такого признанного лидера, каким был Ислам Каримов, будет нелегко. Люди волей-неволей будут сравнивать нового и прежнего президентов. Не секрет и то, что сейчас для республики настали не самые простые времена в экономическом отношении.

Однако, как показал опыт, политическая элита Узбекистана способна найти компромисс ради общего блага и поддержать нового руководителя. К тому же не стоит забывать о его большом практическом опыте работы на высоких государственных постах.

В плане выстраивания внешнеполитических приоритетов взаимоотношений с мировыми державами представляется, что Узбекистан будет, как и в последние годы правления И.Каримова, придерживаться принципа многовекторности. Новое руководство так же будет искать выгодный для себя баланс отношений между Россией и Западом прежде всего в лице США. Не стоит забывать и о постоянно растущем в Центральной Азии влиянии Китая, которое будет вносить свои коррективы. Кроме того, судя по итогам недавнего визита в Узбекистан президента Турции Р.Эрдогана, возможна активизация узбекско-турецких отношений.

Несомненным новшеством, связанным с избранным президентом РУз Ш. Мирзиёевым, является курс на улучшение взаимодействия с соседями по региону, прежде всего урегулирование отношений с Таджикистаном и Киргизией.

В активном сотрудничестве с Россией республика заинтересована по причинам экономического и политического характера. Не лишне напомнить, что наша страна – крупнейший внешнеторговый партнер и инвестор Узбекистана. Заинтересованность обеих сторон в развитии взаимовыгодных экономических отношений в перспективе будет возрастать. Существует серьезный потенциал в сотрудничестве в сфере топливно-энергетического комплекса, горнорудной отрасли, ВТС и экспорта узбекской сельскохозяйственной продукции в РФ. Узбекистан и Россия останутся союзниками в деле противостояния экстремистской и террористической угрозе.

В то же время вероятность каких-то быстрых и крутых перемен в российско-узбекских отношениях невелика. Пока призрачными являются перспективы возобновления членства Узбекистана в ОДКБ. Еще менее вероятно участие Узбекистана в Евразийском экономическом союзе. Новое руководство республики, судя по заявлениям последних месяцев, во внешней политике будет придерживаться приоритета двусторонних отношений, стараясь не связывать себя членством в крупных блоковых объединениях.