На закончившейся 2 декабря 2016 г. очередной сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа (КГКШ) российская делегация во главе с Министром природных ресурсов России С.Е. Донским продолжила представление национальной заявки на расширение континентального шельфа в Арктике за пределами 200 морских миль. Россия подала доработанную заявку в феврале 2016 г. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., рекомендации КГКШ являются одним из ключевых этапов окончательного установления государством внешней границы континентального шельфа.

Ситуация вокруг деятельности КГКШ, в частности, по рассмотрению российской заявки в последнее время широко обсуждается в СМИ. По мнению большинства изданий, ухудшение отношений между Россией и Западом оказывает свое влияние и на политические процессы в Арктике. Ряд представителей прессы идут дальше и полагают, что регион может превратиться в новую арену военного и геополитического противостояния. Сообщается, что основная борьба развернется за находящиеся на шельфе Арктики нефтегазовые и другие ресурсы. Масла в огонь подлил тот факт, что в августе 2016 г. Дания подала в КГКШ свое представление в отношении северной части континентального шельфа Гренландии. Датская заявка на арктический шельф имеет точки пересечения с российской. Эксперты Дании полагают, что сложившаяся ситуация может стать источником напряженности в отношениях с Россией. В докладе военной датской разведки, посвященном анализу угроз безопасности страны в период до 2030 года, отмечается, что Королевство может ждать новый вызов, если Россия, как ожидается, получит ответ на свою заявку от КГКШ раньше Дании. Существует также вероятность дублирования будущих притязаний Канады и США в отношении арктического шельфа.

В действительности ситуация выглядит не так напряженно. Известно, что 95-97% разведанных запасов природных ресурсов Арктики расположены в пределах 200 морских миль прибрежных государств, то есть в тех акваториях, в которых государства имеют бесспорные суверенные права в целях освоения ресурсов в соответствии с Конвенцией по морскому праву1. Если говорить о восточном и западном соседях России в Арктике, то с обоими (Норвегия и США) наше государство заключило договоры о делимитации морских пространств. Несмотря на то, что российско-американское соглашение о разграничении экономических зон и континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях 1990 г. Россией не ратифицировано, оно выполняется на временной основе. Что касается потенциальных будущих споров, связанных с расширением внешних границ континентального шельфа, то, во-первых, достоверных данных о наличии существенных запасов углеводородов в центральной части Северного Ледовитого океана пока нет, как отсутствуют и технологий по их освоению2. А во-вторых, такие споры решаются на основе существующих механизмов международного права. В их числе – двусторонние переговоры о разграничении, а также – в случае невозможности достигнуть компромисса – обращение в Международный суд ООН. Примеров успешного разрешения споров о разграничении акваторий в международном праве предостаточно, в том числе в Арктике. При этом не следует придавать повышенное значение КГКШ в этом процессе. Комиссия ООН может лишь проводить экспертизу и выносить заключение по существу поступивших от заинтересованных стран представлений. Окончательную границу, заручившись авторитетным мнением экспертов КГКШ, устанавливают сами государства, в результате отдельного переговорного процесса.

Кроме того, с политической точки зрения Арктика остается одним из немногих регионов стабильности и мирного взаимодействия государств – несмотря на непростую ситуацию в мировых делах. В рамках деятельности Арктического совета ведется работа над реализацией многочисленных проектов по содействию устойчивому развитию региона, готовится к подписанию соглашение о международном научном сотрудничестве в Арктике. Успешному решению актуальных задач региона призван содействовать и созданный Арктический экономический совет.

Прекрасно осознавая опасности создания политической и военной конфронтации в регионе, государства прибрежной арктической «пятерки» в Илулиссатской декларации 2008 г. отметили, что все возможные пересекающиеся претензии в Северном Ледовитом океане будут решаться цивилизованными методами на основе международного права, прежде всего, Конвенции ООН по морскому праву.

При анализе ситуации вокруг российской заявки в КГКШ следует также учитывать временные рамки рассмотрения заявок. Поскольку Россия первой из арктических стран подала свое представление в 2001 г., а нынешняя заявка представляет собой доработанный вариант первоначальной, КГКШ будет рассматривать ее в приоритетном порядке. Однако, как сообщил министр С.Е. Донской, в силу высокой степени загруженности Комиссии вынесение рекомендаций по российской заявке может затянуться минимум на пять лет. Экспертное заключение по датской заявке, по расчетам специалистов этого государства, может быть готово не ранее 2027 г. Даже в случае положительной оценки КГКШ переговоры по делимитации морских пространств между прибрежными арктическими государствами также, скорее всего, займут не один год – достаточно вспомнить процесс разграничения акваторий в Баренцевом море между Россией и Норвегией, который длился около 40 лет.

В заключение напомним, что 30 ноября 2016 г. Президентом России утверждена новая концепция внешней политики Российской Федерации. В документе особое внимание уделяется взаимоотношениям стран в арктическом регионе. Согласно концепции, Россия продолжит активно выступать за укрепление сотрудничества стран арктической «пятерки» в рамках Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона. Наша страна будет твердо противодействовать любым попыткам привнести в Арктику элементы конфронтации и военного противостояния и политизировать международное взаимодействие в регионе в целом.

В таких условиях, полагаем, что деятельность КГКШ, в частности, рассмотрение заявок России, Дании и других арктических государств на расширение границ шельфа следует расценивать не как очередной виток обострения ситуации в Арктике, а в качестве одного из многочисленных шагов в длительном и во многом рутинном юридическом процессе определения границ морских пространств в регионе.

  1. Васильев А.В. Ситуация в Арктике и основные направления международного сотрудничества в регионе // Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества. Хрестоматия в 3 томах. Том. 1.
  2. О. Я. Сочнев, Е. А. Жуковская. Техническая доступность российского шельфа для освоения в современных условиях.